Obmor Ock (obmorock) wrote,
Obmor Ock
obmorock

Categories:

Народная британская изба - музей Сент Фаганс (St Fagans). Кардифф, Уэльс, Великобритания. 01.2013

Не только в наших краях есть музеи народной архитектуры и быта, куда спасают традиционные жилища. В Британиях таких музеев меньше, но попадаются. Один из них находится в Уэльсе под Кардиффом – Сент Фаганс (St Fagans National History Museum.
Сюда заботливо перенесены фермерские дома со всей округи, старые мануфактуры, мельницы, лавки и линия домов блокированной застройки. Валлийская прописка музея предполагает освещение и кельтской тематики. Здесь можной увидеть и пощупать реконструкцию «кельтской деревни». Как и обычно в скансенах, выглядит все как обычная деревня, но можно зайти внутрь почти везде.






Находится скансен совсем рядом с Кардиффом. По нашим меркам – окраина города.
Карта:


Добраться туда можно городским автобусом от центральной автобусной станции напротив вокзала (в январе 2013-го это были автобусы №32, 32А и 320). Привозят они прямо к центральному входу в музей – современному павильону, такому характерному для европейских музеев.



В таком павильоне кроме администрации обычно располагается все, что нужно для туриста – информационный центр, буфет и сувенирный магазин. Учитывая современную туристическую привычку (щелкнуться на фоне и привезти магнитик), большинству нет никакого смысла посещать что-либо кроме этого павильона – все, что нужно, есть в сувенирном магазине.


Замок прежних владельцев этой земли. Музей устроен на территории дворянской усадьбы.

Часть территории – сохраненные части дворянского парка. С тихими уголками из книжек британских писателей о маленьких детях, предоставленных самим себе.







Так и представляется, как роматишная юная леди, выросшая из маленькой одинокой девочки, сидит в таком уголке садика с недочитанной книжкой и витает в облаках девичьих мечтаний.



Музей постарались построить очень комплексно. Перенесли сюда и обустроили не только традиционные жилища и подсобные постройки, но и производственные помещения. Впрочем, оно и немудрено – промышленная революция у них началась чуть ли не на полторы сотни лет раньше нашего. Соответственно и производственные здания у них могут ассоциироваться с чем-то традиционным.

Вот, к примеру, прядильня, вполне себе традиционненько:


Внутри все такое тоже – синтез промышленной эры и традиционного уклада.


Впечатляет подборка фотографий на информационных стендах, позволяющих лучше осознать, что к чему, полнее ощутить атмосферу. Почувствовать, что все это – уснувшее, но еще живое.



Представлены тут кожевенная мануфактура, лесопилка, гончарня, которая действовала до последнего времени и продавала свои изделия.



Все стоит как положено – смонтировано на месте оборудование, подворье включает необходимые вспомогательные строения. Во дворе гончарной мануфактуры – печь для обжига. Довольно непростое сооружение.



И, конечно же, здесь есть мельницы.



Причем показано – мельницы использовались не только для помола муки. Вода крутила колеса, чтобы помогать мять кожу, распиливать бревна, валять сукно.

Как и во многих других местах, устроено все как небольшое сельцо с улицей



На которой представлены магазинчики с чайной комнатой.


«Лица, говорящие на плохом языке, обслуживаться не будут».

Есть даже подлинный признак городской жизни – уличный туалет. Весьма, впрочем, специфический.



Это просто ширма, зайдя за которою можно (только мужчинам!) помочиться на чугунную стенку. Все равно что завернуть за угол. Канализации в сооружении предусмотрено не было. Только надпись, предписывающая убедиться, что штаны застегнуты, прежде чем выходить на улицу.



Можно себе представить, что растекалось кругом такой штуковины и как пахло. Впрочем, европейские города вплоть до первой мировой были грязными, вонючими и очень нездоровыми поселениями.



Интересно, что в этом музее со всей честностью показано – старые деревенские дома были немногим лучше. Со стороны кажется, что все такое миленькое, чистенькое, аккуратненькое. Старая, значит, добрая Англия. Уют и порядок под соломенной крышей. На самом же деле лишь между двумя мировыми войнами основная часть населения (низшие классы вроде крестьян и рабочих) смогла обустроить быт. До того соломенная крыша скрывала весьма неприглядный быт. Вот, к примеру, как выглядит симпатичный фахверк с предыдущей фотографии внутри:



Неуютное помещение с крашенными известкой стенами, вместо уютного камина – огромный и дымный очаг. До постройки второго этажа они даже не делали никакой трубы, дым уходил прямо сквозь крышу. Зато таким образом крыша оберегалась от гниения. Когда построили второй этаж, пришлось делать над камином трубу, а второй этаж постоянно окуривать, чтобы он не плесневел.


Так выглядит крыша, через которую не идет постоянно дым.

В домах попроще все выглядит еще неприветливее. Вот, к примеру, вполне миленько выглядящий дом:



А реально это глинобитный сарай, в котором через стенку от хлева жили люди. Причем жили в не лучших по сравнению с животными условиях.


Спальня


Общая комната – на полу простой и бесхитростный очаг.

Даже в тех домах, где устраивался камин, как будто специально, чтобы окуривать крышу, он делается так, что дым не уходит в трубу, а висит постоянно над помещением.


Внутри дома торговца времен Тюдоров.

Снаружи, опять же – весьма симпатичное строение.

В один комплекс объединена лавка на цокольном этаже, жилая комната на втором и отдельный склад.

Реально от камина очень немного тепла, оно большей частью уходит в трубу. Тепло только непосредственно возле огня. Поэтому на всех картинках и во всех книгах британцы жмутся к камину. В их домах до конца первой трети XX века было все время промозгло, сыро, холодно и очень дымно.


Спальня находится справа, в дальнем от камина углу. Музейная работница уточнила, что когда было по-настоящему холодно, вся семья устраивала лежаки вокруг огня и спала вповалку.

Пол большей частью глинобитный или из грубого камня. Очень сложно отрегулировать четыре ножки стула, чтобы он стоял на таком полу ровно. Поэтому в чести были трехногие табуреты и стулья.



Стекла были действительно большой роскошью. У нас это решалось путем уменьшения окон и затягивания из бычьим пузырем. Но и то, судя по избам в новгородских Витославлицах или в суздальском музее, как-то в середине XX века уже хватало денег на стекла. Здесь же – нет. Окна – решетки с возможностью их перекрыть наглухо.



Британская погода специфична – постоянная сырость и промозглость. Здесь нет снежных холодных зим, но и летом воздух редко становится по-настоящему сухим и жарким. Тем не менее, даже абар в музее показан с не спасающими от сырости стенами:


Иногда пол под полом такого амбара предусматривали возможность разместить горящие уголья, чтобы горячий воздух подсушивал зерно или сено, или снопы перед молотьбой.
По той же технологии устраивались риги в наших северных и северо-западных губерниях – ранние осенние дожди не всегда позволяют высушить хлеб после жатвы в поле, и приходилось сушить его перед обмолотом специально.

Поскольку использование риги было связано с разведением огня, а значит повышенной пожароопасностью, их ставили в отдалении от селения. Порой их использовали только чтобы высушить сжатый хлеб и после обмолотить. После чего зерно разбирали по амбарам, а рига – большое, надежное помещение с отличным полом - оставалось пустым всю зиму. Собственно, отличное помещение для танцев, для чего молодежь их и использовала во многих деревнях. Что интересно – довольно поздний пример этого явления можно увидеть в советском кино с Тихоновым «Дело было в Пенькове», а ведь это – середина XX века!
Так вот, у буржуинов амбары – большие крытые помещения тоже использовались для танцев. Даже есть особая категория танцев, так и называющихся – «амбарные» - barn dances.

Глядишь на эти суровые условия, понимаешь, почему британцы были так тепло все время одеты. В то же время осознаешь – изруганные и охаянные наши родные избы - куда более комфортное и здоровое жилье. Чистый выскобленный деревянный пол, по которому можно ходить босиком. Теплая печка, лежанка, прогревающая кости старикам, просторные полати для подрастающего поколения. Живое и ласковое дерево кругом. Деревянное кружево наличников и карнизов.

Хотя снаружи британские домики действительно крайне симпатичны.


Скотину же было принято держать в еще более суровых условиях. Вот, к примеру, характерный круглый свинарник:



Крыши, кстати, принято называть соломенными и, кажется, порой их действительно делали из соломы.



Но чаще всего это все-таки тростник. Причем считалось, что лучше всего подходит тростник из Нориджа (надо быть англичанином, с вечно забитым ртом, чтобы так прочитать слово Norwich) в Восточной Англии. Тамошний тростник ценился и продавался по всей стране. Это до последнего времени было целой индустрией.

Помимо фермерских домов, иллюстрирующих, какова на самом деле была «старая добрая Англия», в музее представлен еще один прелюбопытнейший дом.



Это пример дома блокированной застройки, который не просто поставлен в качестве образца какой-то определенной эпохи. Его дома-квартиры представляют собой ретроспективу, от скромнейших жилищ фабричных рабочих начала XIX века до послевоенных квартир середины XX века. Крайне любопытное зрелище. Производит невероятное впечатление, и после того, как пройдешь через все эти квартиры-дома, многое в восприятии британского образа жизни словно бы становится на свои места.
Удивительно кстати и то, что дома блокированной застройки при всей их непохожести удивительно стандартны внутри. Обязательно передняя комната. Обязательно задняя комната. Лестница наверх может быть в коридорчике или прямо из передней комнаты. Ванная и, порой, кухня не предусматривались в XIX веке и потому располагаются в пристройке.


Ближе к середине XIX века. Уже чуть лучше, чем в начале эпохи индустриализации, но все еще все крайне скромно.

Дверь справа – во двор. Левая дверь – короткая лестница на второй этаж в крохотную неотапливаемую мансардную комнату.
Обратите внимание на камин. До начала XX века в таких домах это не просто камин, а сложное устройство, сочетающее печку для отопления и кухонную плиту:



Туалета в изначальном проекте не предполагалось. Любопытно было наблюдать по ходу продвижения из дома в дом в этой линии, как в пристройке сначала был дровяной сарай, потом появился туалет, а в итоге, когда печь сменилась имитацией камина, а в комнате появился телевизор, пристройка стала настоящей комнатой, в которой разместилась кухня, а через стенку – санузел.



Сент Фэганс – валлийский музей государственной важности. Вход в него бесплатный, на территории предусмотрены творческие кружки, и школьников возят довольно часто.
При входе нас встречал искренний дядюшка с вкрадчивым голосом, объяснивший, где и что нам стоит увидеть. Позже мы встретили его в одном из домов, где он столь же искренне и старательно рассказывал об устройстве дома. Каждому бы бесплатному музею таких увлеченных сотрудников.
Среди прочего он повторил шутку, уже не раз слышанную в Британии. Как будто они берут ее из одного сборника шуток для иностранцев. Мой английский удручающе плох. Но он, оценив мои потуги, похвалил его – дескать, хорошо общаюсь. Я ответил – о нет, мой английский ужасающе беден. На что он улыбнулся: «Зато он гораздо лучше моего русского!».
Поскольку музей государственной важности для Уэльса, кельтской страны, в нем конечно же представлена и кельтская тематика. Есть целая «кельтская деревня», как они это называют.



Она маленькая. Всего три хижины. Но зато дает полное представление. Более того, позволяет оценить крайне забавную преемственность.


Оцените крышу. Возникает ощущение, что саксы использовали ровно ту же технологию, чтобы создать ту самую «соломенную» крышу старой доброй Англии.

Внутри – все то же знакомое окуривание крыши вместо нормальной печи.


Дым настолько густо стелится, что даже визуально видно границу между верхней частью с дымом и нижней, где можно дышать



А в центре вокруг очага – подробная инсталляция, показывающая, что при всей яркости своей культуры и музыки, кельты не умели устроить быт и жить с достаточным комфортом.



В то же время можно оценить другие черты, роднящие с остальными кельтскими жилищами. Это те же круглые хижины, которые можно увидеть в Уэльсе, Шотландии, Ирландии и даже Галисии.
И даже такая мелочь как амбары. Казалось бы, исключительно местная штука – амбарчик на курьих ножках.



Но поглядим на амбары в далекой-далекой земле. За морем, там куда тоже давным-давно пришли римляне, куда потом пытались прийти мавры, где впоследствии не осталось почти никаких следов кельтской культуры. И все же можно увидеть вот такие амбары на ножках – орреосы:



Или в деревянном исполнении:


Вот казалось бы – легенды о том, как кельты пришли в Британию из Испании, в которые и ученые не шибко верят. В то же время – удивительное подтверждение связи между такими разными, такими далекими и непохожими культурами – Британией и Испанией. Удивительно.

Такие вещи лучше всего осознаются именно в таких музеях – кажущихся простыми и скромными. Но таких настоящих. Когда можно все потрогать и примерить на свою шкуре.
А в нашем случае - еще больше возлюбить и оценить такие неказистые, на первый взгляд, но такие, получается, комфортные, продуманные и приспособленные для суровой внешней среды постройки наших собственных предков.

«Иногда чтобы понять настоящее, стоит пристальнее вглядеться в прошлое…» (с)



Другие посты про Уэльс

Что еще можно почитать

Можно засвидетельствовать свое почтение:








Tags: Великобритания, Уэльс, забугорье, ненаше, отпуск
Subscribe
promo obmorock may 17, 2004 15:04 Leave a comment
Buy for 10 tokens
промо-блок свободен
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments