?

Log in

No account? Create an account

obmorock


сказки странствий


Previous Entry Share Next Entry
Немецкое наследство рабства Эстонии – Таллинн. Эстония 01. 2011. ч.2
obmorock
Таллинн чаще всего предстает таким волшебным пряничным городком, с его черепичными крышами, флюгерами и двориками, крепостными стенами и башнями, шпилями цервей и флюгерами. Милая открытка, в которой все дышит сказкой. Горожане, занятые с туристами, подыгрывают как могут, наряжаются в средневековые костюмы и продают жареный миндаль в сахаре, прямо на улице занимаются традиционными ремеслами. Основная масса туристов, не нюхавшая настоящего средневековья, заходится от восторга. Тем более что восторгаться есть чем. Vanalinn (Старый город) Таллинна действительно редкое сокровище короны Юнеско, сохранивший едва ли не целые кварталы готической застройки. Ее и в чудесной Европе не везде отыщешь.
Все это уже подробно описано. Мне же Таллинн показался интересен еще и невероятным клубком исторических и культурных противоречий, который в наши дни не разматывается, а лишь туже затягивается. Даже не пытаюсь их разрешить. Только обозначу некоторые грани, проблемы настоящего, позволяющие переоценить события прошлого, и события прошлого, позволяющие взглянуть иначе на события настоящего. Когда исторические события накладываются на восприятие настоящего, когда внутри тебя поступки давно живших людей и истории, приведшие их к поступкам, сплетаются с твоим мироощущением, можно нынешние события увидеть совершенно иначе. Словно двухмерная картинка превращается в трехмерную, приобретая объем и глубину. Вот тогда-то история по-настоящему оживает.






Технические подробности поездки: гостиницы, билеты и все остальное

Читать сначала - Нарва

Очерки-отчеты с перечислением вкусностей и примечательностей, там есть все то, что я сам на этот раз упускаю:
1. Прогулка-путеводитель. Немного истории, немного местных деликатесов и кафешек
2. Подробнейший отчет и старательное перечисление достопримечательностей, мест где поесть, оформления визы и транспортных вопросов со ссылками, адресами и телефонами
3. Спа, еда и пиво

Исторический раздел городской газеты, где можно отыскать пропасть интересного и достопримечательного: http://stolitsa.ee/?ct=oldcity

Мы провели в этом чудесном городе всего один полный день. Не успели оценить всех прелестей многочисленных кафе и ресторанчиков, марципана и перечного печенья. Но успели оценить замечательный средневековый и действительно волшебный флер старого города. Почему-то показалось, что именно зимой под пушистым и обильным снегом этот город приобретает еще больше сказочности.


Дверь на улицу Luhike jalg (Короткая нога), ведущая к таллинской цитадели – холму Тоомпеа

Возможно, Таллинн имеет больше исторических имен, нежели остальные европейские столицы - Колывань, Линданисе, Реваль (Ревель), Таллин (Таллинн). И все они – отражение той непростой судьбы, которая выпала этому городу и с ним всей стране. Можно сказать, что все, что происходило с Таллинном, происходило и с Эстонией.


Виды с Вышгорода (Тоомпеа)

Уже в бронзовом и раннем железном веке местное население строило крепости и распахивало поля.
Русские летописи называли эстов иногда исключительно, иногда вместе с другими родственными народами «чудью». На границе Новгородской и Псковской земель с землями эстов регулярно происходили столкновения, но в то же время, постоянно шло и проникновение «чуди» в Русь. В Киеве Владимир Святославович выделил «лучшим мужам» этого народа Чудин двор. В Новгороде была целая улица – Чудинцева.
Тогда город на месте нынешней столицы назывался Колывань. Самая, подозреваю, трезвая версия связывает это название с именем Калев.


«призраки» в ночном зимнем городе.

Тем самым героем-богатырем, от которого выводят название эпоса «Калевала», и название эпоса о сыне Калева – «Калевипоэг». Если эта версия справедлива, исходное название звучало примерно как «Калевен линна» или «Калеван линна» - «город Калева», что легко превращается в русское «Колывань».



Однако, история этого края писалась колонизаторами-немцами, а им очень невыгодно было признавать, что до них тут было что-то самостоятельное и значительное. Потому историю Эстонии обычно начинают с XIII века. С завоевания этого края датчанами.
Это было время балтийских крестовых походов. Объявлялось, что рыцари идут нести свет истинной веры, веру христову язычникам.


Надвратная икона

На деле же местное население где уничтожалось, где порабощалось, и на освободившееся место приглашались немецкие колонисты. Полабских и поморских славян, пруссов немцы уничтожили полностью. Гитлер, предлагая уничтожить русских, поляков и украинцев, не предлагал ничего нового, он лишь следовал тысячелетней концепции своего народа.


Башня ратуши

Собственно и сейчас в Европе они так же агрессивно настаивают на превосходстве европейских ценностей, как раньше настаивали на превосходстве немецкой расы.
В 1219-1220 датчане решили присоединиться к дележу балтийского пирога и привоевали всю северную Эстонию, от острова Сааремаа до реки Наровы.


Север. Влажный холодный воздух Балтики. Снега тут много

Это сейчас Прибалтика жаждет германской руки, а тогда местные не имели привычки преклоняться перед немцем и боролись.
Лембиту, первый из общеэстонских предводителей борьбы, дрался с меченосцами в 1211-м. В 1215-м рыцари захватили и сожгли его крепость Леоле (теперь городище Лыхавере). И не только его – родовые земли (мааконд) Уганди крестоносцы опустошили, а население почти полностью уничтожили. Не жалея ни детей, ни женщин, ни стариков.


Невероятная редкость в городах Европы – готический дом такого размера и сохранности – тоже наследие завоевателей.

Позже Лембиту собрал коалицию шести остальных основных северных маакондов и во главе шеститысячной армии проиграл трем тысячам меченосцев в битве при Вильянди.
После этого датчанам не оказывали сильного сопротивления, некому было.



Датчане вроде бы декларировали более мягкий режим по отношению к местным, нежели немцы, но реально заселять города им было некем, а города строить было нужно. Потому для колонизации призвали все тех же немцев, и они навели свои порядки. Начался террор и уничтожение эстов, только густые леса спасли их от полного уничтожения. А позже немцы осознали, что проще угнетать и эксплуатировать сельское население эстов, чем пахать тяжелую северную землю самим.


Знаменитые дома «Три сестры» на улице Pikk (Длинной)

Тогда-то, в 1219-м, датчане и «основали» нынешнюю столицу. Точнее, сожгли предыдущий город, уничтожили население и построили свою крепость, которую назвали Ревель по имени окрестных земель – мааконда Рявала.


За зданием парламента – главный донжон замка Тоомпеа – Длинный Герман.

Русские, так старательно после Петра перенимающие все немецкое, так называли город вплоть до XX века. Эстонское же название города, вполне вероятно, восходит все к тем же датчанам. По одной из версий Таллинн образовано от «таани линн» - датский город (другие версии: «зимний город» - «тали линн», и «усадьба-замок» - «талу линн»).


Редкий случай для европейских столиц – Таллинн сохранил почти целиком средневековые городские стены

Впрочем, тогда эстонцы еще пытались справиться с чужаками. Сразу же после прихода датчан, в 1223-м году при поддержке русских удалось справиться с захватчиками. Однако в том же году состоялась битва на Калке, чей печальный итог был известен. Русские уже отступили, и восстание было подавлено.


Ул. Rahukohtu на высоком холме Тоомпеа. Чтобы эсты, хозяева этой земли, не пришли и не выгнали немца.

В 1343-м началось восстание Юрьевой ночи. На этот раз русские даже не успели всецело поддержать восставших, хотя под Тарту в борьбе с «псами-рыцарями» погибла тысяча псковских ратников.


Слева – собор Александра Невского.

Для подавления этого восстания датский король привлек Ливонский орден. А потом отдал эстонские земли в уплату за помощь. Так началось всемерное владычество балтийских (остзейских) немцев в этих краях.



Города строились немцами и принадлежали исключительно немцам. Эстонцам же не было места в городах. Они могли быть либо сельскохозяйственным рабом, либо умереть, либо перестать быть эстонцем и стать немцем.



Крестись в католичество или перекрестись в латинскую веру, если ты православный, забудь свой язык и говори по-немецки, назовись немцем и пожалуйста – ты можешь стать гражданином города. Многие из поздних остзейских немцев происходили из таких эстонцев и латышей, отказавшихся от своего народа и отказавшихся настолько прочно, что далее они соблюдали интересы немцев, а не своих.


Улица Pikk Jalg (Длинная нога) – тоже дорога из города на Тоомпеа.

Как это перекликается с нынешними временами!
Это бескомпромиссное и непримеримое восхваление германской нации было унаследовано англосаксами и распространено уже на весь мир как превосходство англосаксонских или даже «общеевропейских» ценностей и английского языка. Пока ты держишься за свой язык, свои обычаи, ценности и культуру, тебе нет места в общемировой семье.



Забудь свой народ, откажись от своих ценностей и истории, признай стандарты «толерантности», «демократии» и «прогресса» в их западном прочтении, забудь свой язык и перейди на английский и тебя признают за своего, признают право на существование и толерантность в отношении тебя. Будешь упираться – и до тебя доберутся, придут с войной. Вот вроде бы прошли времена средневековой дикости и беззакония. А принцип остался. Не забавно ли?



Небольшое послабление эстонцам вышло в середине XVI века, во время Ливонской войны, когда Иван Грозный собрался с силами и все-таки разгромил давнего врага прибалтийских народов – Ливонский орден. Однако тут же появились новые хозяева – поляки и шведы, которые выгнали русских и мгновенно поделили «бесхозные» земли. Эстония досталась шведам.


Ратушная площадь




Можно было бы ожидать, что национальное возрождение начнется после разгрома шведов в начале XVIII века и включения Эстонии в состав России. Ан тоже нет. Ведь к тому времени Петр крепко научил русских преклоняться перед немцами. А власть в Эстляндии принадлежала остзейским немцам.


Ул. Toom-Kooli (Церковной школы?).

Почти до конца XIX века города, собственность и административная власть принадлежала остзейским немцам, относящимся к эстам так же, как и раньше, как хозяева к рабам. В то же время немцам была открыта дорога в российскую элиту.


Зал заседаний ратуши.

Остзейские немцы держались за свою культуру и образовывали довольно замкнутую группу. Описанные Куприным в его «Яме» проститутки из числа остзейских немок на рубеже XIX и XX веков говорили по-русски с акцентом, а некоторым из них было сложно говорить по-русски, и они предпочитали изъясняться на немецком.


Водостоки в виде драконов на ратуше. Утверждается, что они защищали городскую сокровищницу.

Остзейские немцы Эстонии: Марта Скавронская (российская императрица Екатерина I), Крузенштерн и Белиннсгаузен, Бенкендорф, род Врангелей. Наконец - Алексей Ридигер (патриарх Алексий II).


Неожиданная утка на Ратушной площади.

В результате только за пределами городов эстонцы смогли оправиться и поднять численность народа. Тем не менее, потихоньку-полегоньку русские уравнивали в правах расистов-завоевателей и представителей коренной национальности.


Переулок Katariina (Катеринский)

Эстонцев, куда раньше, нежели русских, в 1816-м, освободили от крепостной завимости. В 1849-м были разделены поместья и разрешено сдавать и продавать землю в аренду крестьянам, в 1863-м крестьяне получили паспорта и право на свободу передвижения. Так постепенно эстонцев освобождали от зависимости от немцев.


Старейшая аптека. Место добывания кларета, который в средневековье продавался как лекарство.

Более того, русские постепенно добились снижения барьеров между эстонцами и образованием, до того тщательно оберегаемым остзейскими немцами.


Флюгер на ратуше – Старый Томас

Именно из эстонской деревни во второй половине XIX века через университеты вышли деятели культуры, ответственные за формирование национального сознания и культуры, и борцы за дальнейшее уравнивание в правах эстонцев и немцев.



Заметьте – рубеж XIX и XX веков, расцвет империалистической России, жандарма Европы, тюрьмы народов. В этой тюрьме народов возможно жить своей культурой и говорить на своем языке. Именно в этой «тюрьме народов» сложилась национальная эстонская культура, собирались и издавались на эстонском языке фольклорные материалы, создан литературный эстонский язык и поднят до уровня национального.



Остзейские немцы настолько считали себя хозяевами этой земли, что мечтали о создании в Прибалтике своего государства, в котором они вновь, как в средневековье, могли бы стать полновластными властелинами и все-таки покончить с настырными «туземцами» или низвести их до роли, которой они, по мнению немцев, были достойны – быть рабами высшей расы. Хотя было их тут – всего 3-5% от всего населения!



В 1918-м при поддержке Германии такое государство даже было провозглашено – Балтийское (или Ливонское) герцогство в унии с Пруссией. Кто знает, как бы повернулось дело, но в после германской Ноябрьской революции того же 1918-го года Пруссия вывела из Прибалтики войска, поддерживающие Ливонское герцогство, и власть перешла к латышам и эстонцам.


Ул. Gumnaasiumi (Гимназическая)

Лишь в 40-е годы перед Великой Отечественной и после нее основная масса немцев, наконец, покинула Прибалтику, и завершился один из долгих витков их «натиска на восток».


Башня Kiek in de Kok (загляни в кухню) – такая высокая, что с нее, дескать, видать, что у кого готовится. В ней музей, обещающий пустить и в казематы под бастионами.

Но парадигма о превосходстве германской нации оказалась столь сильна, что это русские теперь считаются злейшим недругом. А перед врагом, стремившимся несколько веков, до последнего времени, эстонцев уничтожить, Эстония заискивает и ищет его расположения.
Великолепная шутка истории. Замечательная картинка человеческой натуры.

Очень интересно, что нынешняя политика Эстонии в отношении русских тоже не нова. В период «первой независимости» после 1918-го года творилось то же самое.


Даже хуже.
Цитаты, приводимые Википедией:
«… из Эстонии производятся массовые выселения русских подданных без объяснения причин и даже без предупреждения… Русские люди в этих провинциях бесправные, беззащитные и беспомощные. Народы и правительства молодых балтийских государств совершенно опьянены вином национальной независимости и политической свободы».
— бывший министр Временного правительства России Гучков в письме Черчиллю

«Русских начали убивать прямо на улице, запирать в тюрьмы и концентрационные лагеря, вообще всячески притеснять всякими способами. С беженцами из Петроградской губернии, число коих было более 10 000, обращались хуже, чем со скотом. Их заставляли сутками лежать на трескучем морозе на шпалах железной дороги. Масса детей и женщин умерло.»
— Секретный доклад С.-З. фронта о положении русских в Эстонии, 1920. Изд-во Гессена, Берлин, 1921


Русский театр. Ученые столько копий сломали, выясняя, были ли венеды славянами. А эстонский язык утверждает однозначно – «русский» переводится как «vene».

Тогда русских из почти миллиона населения Эстонии было около 4%, совсем немного.
Сейчас – из примерно 1,3 миллиона русскоязычных около трети. Причем их почти нет в государственном аппарате, это не владельцы всего, какими были остзейские немцы.


Горхол (Linnahall) – наследие советского времени.


Нынешние русскоязычные – инженеры, строители и рабочие, приехавшие в советское время чтобы построить и обслуживать индустриальный сектор аграрной прибалтийской республики.


Порт и паромы.

Но именно они объявлены корнем всех зол и именно с ними борется официальная власть. Так было в начале XX века, так получилось и в наше время. Опять же – удивительно, как времена меняются, а люди и их поступки повторяются в сходных условиях. Гуманизм, просвещение, все это меркнет перед лицом личных интересов.



Столь же интересна история с «оккупацией», столь тесно связанная с борьбой с русскими и такая же актуальная в наши дни.
Период первой независимости начался с республики, но в итоге в 1934-м в результате переворота у власти оказался Константин Пятс, и страна перешла к диктатуре.


Vabaduse valjak (Площадь Свободы)

Тогда для многих эстонцев присоединение к СССР было избавлением от власти тирана.
Вообще знаменитая сейчас «оккупация Эстонии» Советским Союзом была проведена не так однозначно, как об этом сейчас пишут. Формально это было оформлено примерно так, как сейчас делает США. Сначала СССР вынудил Эстонию согласиться на размещение военных баз, потом заставил диктатора Пятса отдать власть и провести выборы, и вот на выборах закономерным «демократическим» образом у власти оказались люди, в дальнейшем приведшие Эстонию в состав СССР.


Башня Толстая Маргарита. Вход в город со стороны порта

Чисто юридически все было обставлено законно. Все это ничем не хуже того, что делает США и НАТО чуть ли не во всем мире. Если СССР был тогда не прав, то почему правы США и НАТО? Если правы США и НАТО, чего тогда винить Россию за включение Эстонии в СССР.
Вроде бы неинтересная и скучная штука – история. Но какую глубину она приобретает, когда сопоставляешь с современностью…
Вот, например, эта история еще четче обозначает склонность Европы к двойным стандартам. Причем и в отношении прошлого и в отношении настоящего.


Ворота Виру.

Вообще удивительно, но все, что сейчас привлекает в Таллинн толпы туристов – построено не эстонцами, а беспощадными завоевателями, стремившимся уничтожить и Эстонию, и эстонскую культуру.


Ул. Harju

Более того – сохранилось все это до наших времен благодаря не эстонцам. А тому, что, когда Эстония была в составе России, возник и отстроился Питер, оттянув на себя всю торговлю, и финансово-торговый поток через Таллинн иссяк. Потому тут не могли строить на старом месте новых, современных зданий. Попросту говоря, Таллинн был слишком беден, чтобы в XVIII-XIX веке перестроить средневековый центр.


Дворик на Тоомпеа (Вышгороде).

Наконец, сыграл свою роль и пиетет и пресмыкание русских перед немцами. В данном случае – перед остзейскими немцами. Не оставили бы собственность в их руках, вся эта красота давно была бы перестроена.




Другое дело, что тогда или если бы в XIII веке эстонцы выстояли бы в борьбе с датчанами и ливонцами, а потом в XVI веке со шведами, эта страна была бы совсем иной. И Таллинн остался бы Колыванью или Линданисе и был бы отстроен в совершенно особом, своем, эстонском стиле. Никто не может сказать, каким был бы этот стиль. Но явно не таким, в каком сейчас застроен центр города, кажущийся нам таким волшебным и чудесным.


Современные здания – снова копирование. На этот раз современной общемировой традиции.

Об этом не очень говорят и не очень пишут, но получается, что для того, чтобы эстонской национальной культуре действительно встать на ноги, необходимо переосознать и отношение к таллиннской старине.


Эти кварталы недалеко от порта кажутся новыми. Может быть, это уже попытка найти свой эстонский стиль?

То, что сейчас воспринимается как чудесные сокровища эстонской истории, на самом деле наследие истории борьбы с национальной идентичностью. Той идентичностью, которую эстонцам еще предстоит создать. Создать «Город Калева».



Но с другой стороны, может быть именно потому центр «датского города» такой цельный и самобытный. Он чужой остальному городу и стране вокруг, но оттого и такой выделяющийся, такой замкнутый на самое себя, «Датский город».


Вид на старый город с Горхола. Шпиль – церковь Олевисте

Может быть, именно поэтому нам так легко ощутить именно его особую атмосферу. Эта атмосфера куда труднее ощущается в городах Германии, непрерывно связанных с современностью и окружающей культурой. Тут же это такая «вещь в себе», существующая в своем времени и создающая свой особый мир, где на улицах просто должны продавать глинвейн, марципаны, перечное печенье и орехи в сахаре.



Где в аптеках все еще торгуют кларетом, а над черепичными крышами все еще скрипят жестяные флюгеры. Где старое седое море плещет в камни пирса и овевает город всегда свежим балтийским ветром.



Хотелось бы, конечно, провести тут несколько дней, съездить в Кадриорг и в музей народной архитектуры Рокка-аль-Маре, но зимнее солнце коротко. Стоит двигаться, чтобы увидеть следующий горизонт. Утром следующего дня мы взяли машину и покатили на Сааремаа. К другой истории - читать дальше


Кликабельно



Что еще можно почитать

Понравилось? Не жмись, жми «лайк»!









Прямо как опять побывала в новогоднем Таллине, все-таки Европа отмечает Рождество и НГ красивее и атмосфернее, чем мы.
Спасибо!

Просто снегу навалило ;)
Когда у нас столько снега, и у нас крайне атмосферно.

а еще есть подозрение, что мы просто до нового года неистово работаем, а потом начинаем так же неистово отдыхать по домам или на выезде, а не на улицах города

Блестящий вход историю! Сама провела все детство и часть юности в Таллинне. Тогда даже в русских учебниках почти ничего не было по истории Эстонии , о чем вы пишите. По поводу двойных стандартов не хочется спорить все так и не так.
Ведь в Америке тоже считается американцем тот человек, который перенимает, если не религию, то грубо, правила поведения в обществе и его законы. В российском обществе также, если ты хотел жить в стране, надо было принять православие. И касалось это не только жен императоров, но даже художников. А мы, разве не того же хотим от жителей Кавказа? Ребята, вы приехали к нам и будьте любезны ассимилируйтесь!
Да немцы, датчане, шведы были очень долго на этих землях. Это были и дворяне и аристократы страны. Вы абсолютно правы, что благодаря России у эстонцев появилась и своя аристократия и культура,но... они в свою очередь правы, что с приходом советских ужасов не захотели отката в восточное средневековье. Да, они настаивали на своей европейской культуре "ложки и ножа". Помимо инженеров тут все-таки было очень много военных,которые, увы, часто подчеркивали свое превосходство силы.
В общем, это разговор трудный и очень долгий.
Спасибо за репортаж. Фотографии тоже не банальные, что трудно сделать в Таллине:))

Edited at 2012-11-14 07:13 am (UTC)

интересно ваша точка зрения - почему эстония, в отличие от литвы и особенно латвии, устояла в кризис (безусловно, это мое оценочное мнение)?

не равнодушно
в молодости много времени провел с эстонскими девушками:-) (времена СССР).
поражало, что они не хотели знать свою культуру, кино, литературу (очень неплохого уровня), хотя я общался не с девицами не из Харью или Сааремаа, а коренными таллиннками или тартуссками с в/о и кучей языков в активе...

меня преследует ощущение, что на Украине в детстве сталкивался ровно с тем же.
Но сейчас - налицо внимание к собственной культуре, взявшееся как будто ниоткуда. Вернее даже не внимание, а какие-то выдернутые фразу и часто нелепые исторические счета.

По-моему, все это часть веяний моды и влияний СМИ. Тогда, в советское время, это не казалось заслуживающим внимания. Сейчас наоборот.

Текст какого-то слепого советско-русского патриота. А зимний Таллин хорош )

Безапелляционно и безосновательно.
Это ваш вывод. Да я русский и люблю родину. И не вижу причин любить тех, кто веками стремился уничтожить этот народ. Равно как не вижу причин преклоняться перед ними. Но с другой стороны, вижу и в советском прошлом и в прошлом российской империи и нынешней РФ много неприятного.
Читали бы Вы текст, обнаружили, что не претендую на то, чтобы признать "русскость" за прошлым Эстонии, или обличить/поругать эстонских националистов.
Совсем другая ставилась задача, и совсем другое тут было интересно.

Скока ж грусти в этой всей истории...

с другой стороны, как рана ни болит, только осознав и приняв ее такую, как есть можно адекватно заштопать и вылечить ее.

Позитивного дяденьку с гитарой (в начале поста) уже можно назвать одним из символов сегодняшнего Таллина. Видел его два года назад, пел что-то про Одессу.. а после постоянно встречаю в разных отчетах. Колоритен.

Спасибо за отчет. Таллин не оставляет равнодушным

подозревал это, фотографируя его.
Но вообще очень любопытно бывает всегда замечать по отчетам не только памятники, но и таких вот людей.

Edited at 2012-11-14 08:19 am (UTC)

мне как жителю таллинна понравилось. и история в принципе правильно, и фотографии не плохие. просто историю пишут победители ну или в данном случае переписывают. вы еще ранних учебников по истории не видели, эстонци победили викингов, а тем пришлось убегая захватить пол европпы, а то не где жить было. история по марту лаару это вообще песня =)

а квартал не далеко от порта, построен во времена первой независимости, а в 90 ых возвращен старым хозяевам, проживающих там людей часто просто выгоняли на улицу. но так было не только в этом квартале но и во всей эстонии, вообще ждал что вы про это напишите. это подчеркивает жажду вернуть старых господ назад

> а в 90 ых возвращен старым хозяевам, проживающих там людей часто просто выгоняли на улицу. но так было не только в этом квартале но и во всей эстонии, вообще ждал что вы про это напишите. это подчеркивает жажду вернуть старых господ назад

не знал и не наталкивался. Ужасно неприятный эпизод.
А самохвальные правозащитники, глядя на это все только хлопали в ладоши и радовались "возвращению собственности"? Выгоняли всех подряд или все-таки была какая-то дифференциация?

вы забыли написать как русские "освободители" пачками ссылали эстонцев в Сибирь.

а еще забыл написать про "лесных братьев". Про то как и кто оказывал поддержку красным партизанам. Как братья из одной семьи оказывались по разные стороны фронта и при этом оба - добровольно.
и не написал еще кучу деталей давно всем известных.

В советские времена в Сибирь ссылали пачками и русских. И какой вывод из этого нужно сделать?

Ух, открыточно вышло и правда.
Именно в такой Таллинн хочется приехать, летом не так колоритно.

зато летом света больше, можно гулять до поздней ночи. и еще летом море и пляжи

Как эмоционально написано, с удовольствием прочла! А призрак вообще очаровал!

что ты, что ты!
от эмоций я тут максимально сдерживался. И так, видишь, собрал обвинений в великорусском шовинизме, слепом патриотизме и замалчивании фактов

Егор, здорово! Мне очень понравился рассказ и фотографии. Давно хочу побывать в Таллине, а сейчас ещё больше захотелось. :-)

спасибо-спасибо!
заходите еще!

А ещё по-эстонски "vend" означает "брат". Я не филолог, но мне кажется, что слово, созвучное имени завоевателей, вряд ли будет обозначать в туземном языке родственника. Отсюда делаю любительский вывод: славяне на эти земли приходили с миром и спокойно породнились с местными.
Привет из Таллина :)))

Edited at 2012-11-14 12:09 pm (UTC)

более чем интересно!
Спасибо за дополнение!

Хороший фотоотчет. Спасибо! Но текст, действительно сказки, поэтому его лучше не читать так же, как Российское телевидение. Если описывать ситуацию, то надо говорить о Северных крестовых походах и всеобщем обращении в христианскую веру в этом регионе. В этом случае и Немцы (Католики) и Русские (Ортодоксы) были для этой земли в практически оккупантами. Так же надо говорить, что и Псковичи ходили походами на эти земли, а не только Ливонский/Тевтонский орден и войска архиепископа.

> Так же надо говорить, что и Псковичи ходили походами на эти земли, а не только Ливонский/Тевтонский орден и войска архиепископа

и тут же добавлять, что и сами эстонцы ходили походами и набегами на Псков и Новгород.

Позорите русскую культуру этой тупой ахинеей.

Вы в это замечание вкладывали какую-то конструктивную мысль, которую можно было бы сформулировать более адекватно и корректно?