Obmor Ock (obmorock) wrote,
Obmor Ock
obmorock

Category:

Уэльс. Исторические железные дороги. Карта-путеводитель.

Из-за глобализации и в целом общего культурного поля в странах западной Европы мы чаще всего можем увидеть аттракционы в основном аналогичные нашим. Но есть и действительно уникальные, каких в наших краях не водится. К числу таких интересностей однозначно относятся исторические железные дороги: полноразмерные или миниатюрные, узкоколейки, по которым маленькие поезда влекут антикварные локомотивы на настоящей паровой тяге. Благодаря им можно физически окунуться в эпоху пара, угля и железа.
Ретро-поезда уже стали обычными для нас. В Переславле-Залесском есть участок антикварной железной дороги который эксплуатировался в похожем формате. Возможно, в скором времени и у нас появятся аналоги. Пока же за экзотикой подобного рода нужно ехать за границу.
В Уэльсе же можно увидеть несколько весьма впечатляющих дорог. Природные красоты и изрезанный ландшафт делают поездку весьма живописной – петляющие пути, тоннели, мосты, игрушечные вагоны и локомотивы и облака пара. Некоторые из этих железных дорог так удачно расположены, что могут стать достойной частью маршрута по стране. Приехать к яркой достопримечательности или даже из города в город на таком поезде может быть гораздо интересней чем на обычном автобусе или на машине.

Сделал обновление карты-путеводителя по Уэльсу, нанес действующие исторические железные дороги:
антикварные исторические железные дороги, железнодорожные музеи и аттракционы.
Обзор антикварных исторических железных дорог, которые можно увидеть в Уэльсе.


Фото Adrian Pingstone



Важное примечание:
Железнодорожное дело развивается, хотя я постарался внести на карту все дороги, со временем могут появиться новые.

Сама карта-путеводитель находится тут
Описание карты-путеводителя - здесь
Пишите в личку, добавлю вас в пользователей карты, и вы сможете открыть карту на своих мобильных устройствах через гугл-диск.

Соответствующая статья из Википедии:
список железных дорог Уэльса (англ.)
Маркетинговая программа «Великие узкоколейки Уэльса»

Исторические железные дороги в мире

Британцы испытывают особую любовь к викторианскому времени. Многие элементы того времени заботливо подновляются и оберегаются. Одним из важных аспектов викторианской жизни были железные дороги и с ними британцы поступают точно так же: где еще могут берегут, подновляют и даже эксплуатируют.

Оригинальные железные дороги в Уэльсе служили по большей части промышленным целям и не образовывали единой современной сети. Чаще всего эти дороги были проложены от сланцевых каменоломен или угольных шахт к пристаням. Добыча и торговля сланца и угля были чуть ли не базой экономики Уэльса в индустриальную эпоху.

Такова, например, дорога Рейдольской долины (Vale of Rheidol Railway) из Аберистуита в Девилс Бридж (Devil`s Bridge):



Дорога проходит над красивейшей долиной:



Логично, что эти дороги были не полноразмерными, а узкоколейками и катались по ним не пассажирские поезда, а составы грузовых вагонеток. Иногда по тем же дорогам возили и рабочих. Иногда – в тех же вагонетках вместо вагонов.

Некоторые дороги были совсем короткими, в сущности были проложены лишь по территории каменоломни. Такова, например, Приозерная железная дорога Хланбериса (Llanberis Lake Railway):


Фуникулер для спуска вагонеток на Приозерной дороге Хланбериса. Фото Christine Johnstone

В одном комплексе с дорогой действует Национальный музей сланца (National Slate Museum).

Частенько изначально эти дороги эксплуатировались на конной тяге и лишь потом переводились на паровую. Именно паровые двигатели сделали железные дороги такими популярными и повсеместными. Позже, понятно, паровозы сменились дизельными и электрическими локомотивами. Впрочем, уже не повсеместно. Многие выработки закрывались, либо менялась схема транспорта, отпадала необходимость погрузки на суда, отпадала необходимость в узкоколейках. В основной массе промышленные узкоколейки перестали эксплуатироваться к 40-м – 70-м годам. Но и без того многие дорогие перестраивались, перешивались на стандартную колею, встраивались в общую транспортную сеть или разбирались вовсе.

Весьма примечательно, что вскоре после закрытия эти дороги часто переходили в руки энтузиастов и восстанавливались уже как исторические или антикварные дороги (heritage railway).
По частям собирались вагоны, паровозы и дизели. Добровольцы возились с механизмами и учились возить поезда.


Локомотив Elidir. Фото Tudor Williams

Порой удавалось найти и восстановить оригинальный паровоз, порой изготавливают современную копию. Делают тщательно, неспециалисту трудно отличить.
Равно и вагоны – некоторые дороги хвастаются оригинальными вагончиками, многие пользуются стилизованными.

Сланец и уголь возить уже не было нужды, зато поток туристов (главным образом внутренних) обеспечил новое применение – катать людей для развлечения.
По мне в этих дорогах есть что-то чудесное. В наш век электроники поздороваться с машинистом в форменной фуражке, проходя мимо пыхающей паром трубы и прокатиться так, как будто оказался в XIX веке. Стим-панк в реальности.


Фото Denis Egan

Вот это вот особенно замечательно – не просто полюбоваться на стоящие в музее локомотивы, чего у нас полно, а именно прокатиться, убедиться, что все действительно работает, увидеть дым из трубы, качающиеся тяги от поршней к колесам, почувствовать стыки рельс спиной через спинку деревянной лавки, услышать гудок. Ну и конечно же глядеть на окружающие красоты не через двойное стекло кондиционированного вагона, а через распахнутые окна.



Иные из этих дорог не просто катают для развлечения, но и обеспечивают доступ к достопримечательностям. Такова, например, Сноудонская железная дорога (Snowdon Mountain Railway).


Фото Denis Egan

Эта дорога ведет на вершину Сноудона, высочайшей вершины Уэльса, что превращает возможность оказаться на самой высокой точке страны в легкую развлекательную прогулку.

В каком-то смысле служит похожей цели и исторический трамвай Грейт-Орм (Great Orme Tramway). Это не железка, но зато единственный в Британии и один из немногих в мире действующий канатный трамвай, как и его более знаменитый аналог в Сан-Франциско.


Фото NoelWalley.

Всего в Уэльсе около 28 действующих и 8 реконструируемых или закрытых железных дорог.

Самая длинная из них на сегодняшний день узкоколейка - Валлийская нагорная железная дорога (Welsh Highland Railway). Ее длина около 40 км и с ее помощью можно доехать от Портмадога до Каэрнарвона.
Проходит она через красивейшие места и позволяет любоваться пустошами Сноудонии. В отличие от массы остальных дорог, на которых приходится ездить в оба конца, поскольку они никуда не ведут, эту можно сделать полноценной частью маршрута. Весьма экзотично и здорово проехать из одного города в другой под паром, а не на современном транспорте.


Фото NoelWalley.

Столь же живописны и тоже могут быть частью маршрута уже упомянутая узкоколейка Рейдольской долины (протяженность почти 19 км) и Фестиниогская узкоколейка (Ffestiniog Railway).
Последняя имеет длину около 22 км и ведет из Портмадога в Блаенаи-Фестиниог.


Фото с официального сайта.

Из дорог стандартной колеи, которую тоже можно использовать как часть маршрута - Хлангохленская железная дорога (Llangollen Railway). Ведет из Хлангохлена (Llangollen) в Коруэн (Corwen)


Фото David Wilcock с официального сайта.

Особняком также стоят и миниатюрные железные дороги. Некоторые из них, несмотря на свою миниатюрность, действительно служили промышленным целям, а иные были созданы уже ради развлечения. Тут выделяется умилительно крохотная железная дорога Западного берега Хландидно (West shore miniature railway Llandudno). Ее колея шириной всего в 5 дюймов (12,7 см), но тем не менее это полностью действующая дорога и на ней тоже можно покататься на крохотных, но работающих на угле и паре паровозах.


Фото Dennis Postlethwaite с официального сайта.

Хотя туристы и платят деньги, коммерческого толка от дорог все равно немного, дороги обслуживаются энтузиастами и добровольцами. Ну и теми странными людьми, которым нравится копаться с железками, делать точные действующие копии локомотивов разных эпох, а потом кататься на них. На многих из дорог можно увидеть не только паровозы, но и дизельные и даже электрические локомотивы. Из исторических не встретите только поездов на конной тяге.

На карте-путеводителе нанесены действующие исторические железные дороги с указанием их официальных сайтов. Будьте внимательны – зимой большая часть этих железных дорог не работает, а зимой у них считается время с 1 ноября по середину марта. Сверяйтесь с информацией о времени работы на официальных сайтах.

Сам я получил невероятное удовольствие от поездки на таком поезде Девилс-Бриджа до Аберистуита. Есть что-то невероятное в таком погружении в историю. Не просто пыльные музейные экспонаты, а настоящий, рабочий, на который можно не просто посмотреть, но и использовать его сейчас как полторы сотни лет назад. Невероятно.

Будете в Уэльсе непременно, обязательно воспользуйтесь и вы этим средством транспорта.


Фото с офицального сайта железной дороги Рейдольской долины.



Напоминаю:
Где расположены все эти чудеса, можно увидеть на карте-путеводителе.
Сама карта-путеводитель находится тут
Описание карты-путеводителя - здесь
Пишите в личку, добавлю вас в пользователей карты, и вы сможете открыть карту на своих мобильных устройствах через гугл-диск.



Что еще можно почитать обо всем остальном












Tags: Великобритания, Карта-путеводитель, Уэльс, забугорье, интересные места, ненаше, отпуск
Subscribe
promo obmorock may 17, 2004 15:04 Leave a comment
Buy for 10 tokens
промо-блок свободен
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments