Obmor Ock (obmorock) wrote,
Obmor Ock
obmorock

Category:

Живая Русь - Словенская деревня X века. Любытино и Княжья братчина. Июль 2014

На минувших выходных ездили в Новгородскую область на Княжью братчину. Это областной праздник с музыкой и всякими реконструкторскими представлениями. Но интересно, понятно, не только само мероприятие, но и уникальный до сей поры проект – воссозданная словенская деревня X века.
В прошлом году писал о масштабном украинском проекте – реконструкции Киевского детинца . Любытинская деревня не замахивается на такой масштаб, но посвящена той же теме, что прибавляло интереса.





Сайт музея: http://lubturism.ru/
Сайт Княжьей братчины: http://bratchina.nveche.ru/
Сайт Любытино и района (можно отыскать и кой-какую информацию по расписанию общественного транспорта): http://любытино.рф/

Само место, где расположена реконструкция, непростое. На современной карте Любытино стоит сильно в стороне от проезжих путей



Однако исторически это сердце Помостья – важной территории по реке Мсте. В средневековье тут проходил центральный путь из Киева в Новгород, а в более широком смысле – предполагаемый путь «из варяг в греки». Из рек волжского бассейна так или иначе попадали в Мсту, а она почти беспроблемно вела в Ильмень, откуда Волховом можно было спуститься к «озеру Нево» и попасть в Балтику.

Проходимая для средневековых судов Мста.


Сейчас академические историки и адепты альтернативной истории много спорят, существовал ли на самом деле путь «из варяг в греки», где он проходил и куда вел. Но вне зависимости от этих споров в Помостье можно увидеть множество курганов, наследия VIII-X веков.


Курганы-сопки в Любытино

С одной стороны, курганы возводились ради нерядовых людей. С другой, в Помостье счет курганов идет на десятки. Многие весьма высокие, до 9 метров.

Не девять метров, но уже внушительно:


По притокам Мсты их множество. В частности, если подняться от Любытино вверх по реке Белой. Даже в самом Любытино, прямо в поселке находится несколько штук (именно они на фотографиях в этом посте)



Это множество курганов-сопок показывает, что Помостье в VIII-X веках было населенным регионом, находящемся, если и не на пути «из варяг в греки», но в любом случае на пути важном.


Мста с вершины кургана.
Так вот сидишь тихо-мирно, смотришь, а потом обнаруживаешь совсем немирную ладью викингов и перестает быть тихо…


Инсценировка нападения варяжской дружины на словен.

По летописным данным, княгиня Ольга после гибели Игоря Рюриковича и наведения порядка весьма жестокими методами принялась обустраивать оказавшуюся в ее руках страну. В частности, заменила полюдье регулярным сбором налогов. Она построила по всей стране сеть погостов, опорных пунктов киевских князей и одновременно пунктов сбора дани. Понятно, такая система отправляла в прошлое удельных князей, «державших» родовые территории. Частенько приходилось проводить реформы путем вооруженных столкновений с дружинами родовыми князьями или просто с недовольными селами.

Собственно, на Княжьей братчине инсценировалось именно «приведение к порядку» местных словен. То есть бой между варяжской дружиной киевского князя и местными словенами.


Один из великокняжеских погостов находился именно тут, близ Любытино – Малышевское городище. Археологи сейчас продолжают раскопки на этом месте. Тут была крепостца, служившая домом и опорной базой дружинников середины X века. Она просуществовала 20-30 лет, и по совокупности признаков связывается именно с деятельностью княгини Ольги.
Крепость сгинула, но люди остались, Мста была важной транспорной артерией. Устроенные Петром шлюзы в Вышнем Волочке. даже в XVIII-XIX веках сделали реку центральной в снабжении Питера провиантом. Три раза в год по реке проходили огромные караваны барок из Поволжья.


С ростом поселка иные древности оказались совсем рядом. Вот курган буквально в огороде.

Никто не знает, как назывался погост времен Руси. До XX века на месте погоста находилось село Белое, по впадающему тут притоку Мсты. Именно это село и переименовали в Любытино при советской власти и сделали райцентром. Сейчас Любытино – поселок городского типа с населением около 3 тыс человек.
А еще недалеко отсюда на озере усадьба Суворова. Предполагается даже, что величайший полководец родился именно здесь.
Нам же интереснее всего была реконструкция словенского селища, расположенного на территории местного краеведческого музея в живописном месте на берегу реки.


Это вот собственно деревня и есть.
Ограда не оборонительная, а больше чтобы домашняя скотина не разбежалась и лесные хищники ее ночью не потратили.
Историчность места подтверждается еще одним курганом, расположенным прямо на территории селища.



Музей небогатый, но антураж старается соблюдать. Одевает сотрудников и волонтеров по требованиям стилизации.



Несмотря на небольшие масштабы, сотрудники музея, новгородские историки и археологи постарались восстановить максимально достоверные жилища и предметы быта X века. Достаточные, чтобы составить полное впечатление о том как жили, где спали, с чего ели и во что одевались обитатели этих мест, ставшие основой для формирования русского населения северо-запада.



На территории находятся [необходимая цитата]: «клети, амбар, погреб, гумно, хлебная печь».

Вот, например, последняя, хлебная печь:

Интересно, что она расположена в отдельном срубе и более массивна, нежели печи в избах. Хлеб требовал больше жара, нежели обычная готовка.

Предполагается, что словене того времени жили общинами. Поэтому ряд построек общие на всех. Та же хлебная печь одна на все селище. Общий погреб, амбар.
Предполагается, что взрослые, но неженатые парни и незамужние девушки жили в общих избах. Отдельная изба для парней, отдельная для девушек.
Интересно также, что сама изба довольно непохожа на привычные. Без подклета, без высокого крыльца. Прямой некрупный сруб, крытый дерном.



Впрочем, в этих местах галерея вместо крыльца сохранилась в некоторых избах до XIX века. Вот, например, избы из новгородского музея в Витославлицах:


Масштаб сильно изменился, но галерейка осталась, хотя и на уровне подклета.

Отдельно впечатляет устройство кровли. На основе комля дерева.


Ну и обратите внимание – избы не имеют окон. Топились они по-черному. Очагом, устроенным на уровне пола или примитивной печью, но без дымохода. Дым уходил через щели в крыше, утепленные дерном, и маленькие окошки-продухи. Окна – потенциальная потеря тепла.
Видимо, по той же причине двери такие низкие. Чтобы тепло лишний раз не выходило.



Интересно также, что, несмотря на всю разницу во времени и конструкции, внутреннее устройство избы очень близко к тому, что можно увидеть в современных музеях народного зодчества.


(кликайте, откроется крупнее)

За печью – хозяйственный угол. В поздних избах он назывался «бабий кут». Это хозяйственная территория женщин, куда мужчинам вход был заказан. Над ним – полати. Внизу вдоль стен лавки на которых и сидели, и спали. Над лавками полки. Чтобы копоть и сажа не сыпались за шиворот сидящим.
Обратите внимание на печь – еще совершенно непохожа на привычную нам русскую печь. Куда ближе к тому, что можно увидеть у крестьян более южных регионов – в Полесье или в Галиции. Вот, например, печь из прикарпатского Галича:



В обычные дни осмотр деревни сопровождается обязательной экскурсией в сопровождении сотрудника музея. Сам не погуляешь, зато можно, как обещают, везде зайти, все потрогать и попробовать.



Во время Княжьей Братчины экскурсии не проводились, поэтому часть построек была закрыта. Зато остальные ожили силами реконструкторов. Например, работа кузнеца превратилась в востребованный аттракцион.



Никакой привычной огромной наковальни. Железо было редко и дорого. Болотные руды пережигались с углем в крицы – ноздреватые заготовки. Их потом многократно проковывали, выбивая шлаки. Именно для этой работы и использовали молотобойцев и огромные привычные по картинкам молоты.
Собственно же ковку делали куда более легким молотком на совсем небольших наковальнях. Эта наковальня, что на картинке и то слишком крупная для X века. Реальные были крохотными, нужными для проковки лезвий, для выковывания изогнутых изделий и т.п.
По утверждению кузнеца, горн аутентичный.



Меня больше всего удивило, что он сделан без колосников. На пластине очаг с углем и воздух из горна подается прямо в середку углей по трубке. По данным кузнеца, такие трубки находили в археологических памятниках и должны были использоваться в кузнечном деле. А трубку сделать – не такая простая штука. То есть уже в X веке кузнецам была известна пайка железа бронзой или латунью.
Пайка также встречается и на мечах той эпохи – в рукоятях. Плюс была доступна и кузнечная сварка. Например, к обуху топора сделанному из «плохого» железа приваривалось и приковывалось лезвие из оружейной стали. Причем, если пайка понятна современным кузнецам, то как делалась сварка до конца не ясно.
Меха горна делались тоже особым образом. С помощью рычага и противовеса с ним можно управляться кузнецу в одиночку.



Опять же, праздник обеспечил и традиционные для таких мероприятий развлечения.




Лук, понятно, не такой тугой как боевые образцы, но можно оценить как непросто с ним управляться.
Сулицы (дротики) так и вовсе имеют полный вес. Попробуешь покидать, выяснишь, насколько непростая наука.
Опять же, реконструкторские праздники для таких развлечений хороши своей серьезностью. Не просто шлем нахлобучили, щит дали и фотографируйся. Нет! Все должно быть по-серьезному. Начиная с рубахи и стеганного поддоспешника.



Так что в полном вооружении фотографируемый едва шевелится и только вяло слушается хозяина аттракциона



Даже в легком варианте, когда надевается только шлем, а оружие игрушечное быстро убеждаешься, что рубиться непросто – из-под шлема совершенно ничего не видно.
Но весело однозначно!



Сам праздник Княжья братчина в силу ограниченности возможностей не преследовал цели полной стилизации под X век.



Реконструкторы, конечно, старались





Но даже для торговцев пороху не хватило на антураж, торговали из обычных палаток. Разве что убрали их в сторону. Благо, территория позволяла. Ну и постарались блюда подобрать по возможности аутентичные: пироги, расстегаи, жаренное на решетке и вертеле мясо, моченая ягода, сбитень, квас и медовуха.
Опять же, насколько было возможно организаторы постарались раскрыть средневековую тематику праздника. Провели ликбез и показали оружие и приемы боя с ним, разные построения варяжской дружины.



Центральным событием, понятно, была инсценировка нападения на деревню и даже церемония проводов в иной мир словенского вождя/князя. Отнесли на плотик, переправили на другой берег и запалили погребальный костер. Весьма зрелищно.



По традиции, после требовалось провести тризну. Чем больше веселья на тризне, тем лучше и веселее будет ушедшему в ином мире. Тризну заменил концерт. Весьма приятный, кстати по подбору и удивительно разнообразный. Teufelstanz из Москвы и Musica Radicum из Питера/Выборга со средневековой музыкой, новгородцы DRUNK NACH ULSTER с обязательной ирландщиной. Наконец, новгородский коллектив Кудесы и кубанцы Ятрышник с русской программой. Обязательно, конечно, файер-шоу ко всему крепилось. Плюс пытались устроить танцы. Но народу было, объективно мало, а танцующего не было почти совсем.



С другой стороны, небольшое количество народа позволило без толчеи поразвлекаться всеми аттракционами и с комфортом разместиться в палатках на ночь на берегу реки. Кроме нас была лишь всего одна компания в полусотне метров и все.
И праздник получился интересным и деревня. Еще бы добираться в Любытино было попроще.
Ну и еще бы таких реконструкций разных эпох и масштабов было бы побольше.
Вот бы еще крепость-кром где возвели… острог засечной черты поставили…

Но в любом случае эта деревня в Любытино пока уникальный и замечательный проект. Тем более в таком месте, среди древних курганов, на берегу старой реки. Стоит того, чтобы побывать. Подышать и послушать.
Дерево недолговечно. Людское почтение обманчиво. Спешите видеть!






Что еще можно почитать












Tags: Новгород, на денек-другой, наше
Subscribe
promo obmorock may 17, 2004 15:04 Leave a comment
Buy for 10 tokens
промо-блок свободен
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments