Obmor Ock (obmorock) wrote,
Obmor Ock
obmorock

Из Бреста до Бреста и до Бреста

Совершенно неожиданно для себя месяц назад имел опыт автопоездки по знаменитым дорогам Европы через Польшу, Германию, Бельгию и Францию. Что было еще более неожиданно, на машине с прицепом. Наконец смог последовательно оценить многажды расхваленные прелести буржуинских дорог. Много рассказывать тут нечего, но несколько впечатлений есть. За 5000 километров их не могло не быть.





Сразу сознаюсь, что до французского Бреста немного не доехал, но при общей протяженности маршрута это не меняет концепта.

Главная пикантность состояла в том, что поездка производилась на машине с прицепом. Причем ехать никуда не планировал, совершенно случайно обнаружил в новостной ленте вконтактика призыв о помощи от танцевального приятеля Егора. Он профессионально занимается парусным спортом, а сейчас начал собственный проект – строительство тримаранов собственной постройки. Подробнее об этом интересном проекте непременно расскажу позже. Сейчас же важно, что нужно было отвезти экспериментальный образец из Москвы в Бретань, где его предстояло собрать и спустить на воду. Егор затем должен был пересечь Ла-Манш и стартовать в регату через Атлантику. Единственная беда – у самого Егора прав не было. А у меня по счастливому стечению обстоятельств были и международные права и шенгенская виза и что не менее важно – свободное время.
Лодка даже в разобранном состоянии была совершенно немаленькая. Машина (WV Multivan) нагруженным прицепом имела общую длину всего на пару метров короче фуры. Везти это чудо было весьма боязно. Тем более первый раз в жизни. Остроты прибавляла еще и некоторая неопределенность с категорией прав. Суть в том, что по правам категории B допускается управление машиной с прицепом, если суммарная максимальная масса не превышает 3500 кг. А у нас получалось 3750.
Вроде бы как есть такая тонкость, что согласно действующей сейчас международной Венской конвенции 1968 года суммарная масса должна приниматься во внимание, только если максимальная масса прицепа превышает 750 кг. У нас она не превышала. Однако наши гаишники руководствуются исключительно цифрой 3500. Про иностранных такой информации не было, наоборот, была информация о том, что они вполне лояльны к этому аспекту. Потому было решено, что по России и Беларуси я машину вести не могу. В Бресте прощаемся со штатным водителем, в Берлине забираем с Егором инвестора (второго водителя). Ну и обратный путь мне достался совершенно сольный.
Если «туда» мы ехали через Польшу хотя бы вдвоем с Егором, то обратно ехать 2300 км совершенно одному было более чем боязно. Мало того, что я один никогда далеко не ездил, а тут еще и прицеп, который требует особенного обращения и внимания.

Не сказать, чтобы все страхи не оправдались, но самого страшного не случилось. За рулем не уснул, прицеп на машину не прыгнул и европейские гаишники не проявили ровно никакого внимания, и проверить казус с пределами допустимости водительских прав не удалось.

Сразу не удержусь от эстетических впечатлений. Если говорить именно об автострадах, то из всех, по которым ездил, самые интересные и красивые виды ожидают в Испании. Потом – Греция, Франция и Ирландия. Очевидно, что страны, по которым был этот перегон – Франция, Бельгия, Германия и Польша – в конце списка. Особенно если помнить – речь идет о сквозном переезде от Бреста до Бреста.
Понятно, что в Германии и в Польше можно найти горные красоты. Но сквозная трасса идет через скучнейшие места.

Во Франции маршрут особенно порадовал мостом Нормандия через устье Сены под Гавром.


фото взято из Гугл-панорам. За рулем, понятно, не до фоток было.

Естественно, приятно было поглядеть издалека на Мон-Сен-Мишель. При проезде мимо Понторсона (Pontorson), гора с этим удивительным аббатством видна над плоскими как стол полями. Кроме того, порадовала автострада близ Сен-Брие (Saint-Brieuc). Там берег изрезан глубокими оврагами, и трасса пролетает над ними, позволяя налюбоваться этой живописностью. Конечно же радуют глаз и выходы меловых скал в Пикардии.

Выехал в пять вечера. Так что французская часть была совершенно фантастической. Во-первых, навигатор зачем-то попытался провести окраинами Руана. Мост через Сену был закрыт, и пришлось ехать через центр города. Совершенно не зря – пускай и из окна машины, но увидел собор в Руане. Он удивительный и прекрасный. Стоит того, чтобы заехать. За Руаном до Льежа дороги вдруг уже в 10 вечера опустели. Даже заправки и стоянки как будто не попадались вовсе. Вроде бы и пейзаж нехитрый, поля да пологие холмы.


фото снова из Гугл-панорам.

Но в пустоте, в сумерках под ясным небом, при движении с относительно небольшой скоростью это создавало ощущение какого-то иного мира.

Остальные страны такого подарка не делали. Разве что в Германии на объездной Кельна с эстакад можно увидеть силуэт собора или на мосту через Рейн дорога взлетает над рекой и сплошным урбанизированным промышленным районом. В остальном – обсаженная деревьями прямая и крайне скучная трасса.
В Польше и Бельгии и того нет. Причем в Бельгии даже полей не видно. Дорога слишком близко обсажена деревьями. В Польше полей и лесов пополам. Но хоть леса не слишком близко дорогу сжимают. Ощущение относительного простора сохраняется.


фото опять же из Гугл-панорам.

Наибольшим удивлением было состояние дороги в Бельгии. Казалось бы – сквозная магистраль Варшава-Берлин-Париж. Но 30% трассы было на перманентном ремонте. Причем бельгийцы закрывают не какие-то там 50-300 метров дороги. Они огораживают участки по 20-50 км! И ставят ограничение скорости – 50-70 км/час. После великолепных скоростных дорог Франции, это практически водительский ад.

Интересно, что буржуины даже если ради ремонта переводят оба потока на одну сторону автострады, между потоками обязательно ставят временный разделитель. Не ахти какой, но разделитель. Пожалеешь машину, не будешь на встречку выкатываться.

Скоростные ограничения для меня были особенным мучением. Машины с прицепом должны ехать значительно медленнее обычных легковушек.

Согласно данным великолепного сайта http://autotraveler.ru/ максимальная скорость на автостраде или платной трассе:
Польша – 80 км с прицепом (без прицепа – 140 км!)
Германия – 80 км с прицепом (без прицепа – вообще нет ограничений. Несись, сколько сможешь)
Бельгия – 90 км с прицепом (без – 120 км)
Франция – тут лучше всего, 100 км/час (без прицепа – 130 км).

Отдельно надо сказать, что границ действительно нет нигде. Еще видны строения старых пропускных пунктов. Но сейчас все заграждения убраны и поток несется мимо не снижая скорости. Разве что небольшой синенький квадратный знак предупредит, что начинается другая страна Евросоюза.

Интересно, что сервисные надписи по всем дорогам сделаны на национальных языках. Вроде «съезд», или «взымание платы» или, что еще хуже «будьте внимательны – впереди ремонтные работы и при необходимости выбирайте пути объезда через…». Никакого английского! Ясно, что таких сложных сентенций не понимаешь и при необходимости ни в какой объезд не едешь.

Французы, кстати, и в этом отличились. По всем трассам через Пикардию, Норманию и даже в Бретани на информационных табло горел пламенный призыв не пропустить годовщину высадки союзных войск в Нормандии.

Поскольку попадаться гаишникам и разруливать возможные юридические тонкости касательно категории B и максимальной массы в 3750 кг, мне было совершенно не надо, ехал свято соблюдая скорость. Причем дальнобойщики катили всегда и везде со своими 90 км/час. Что в Германии и Польше выше моих 80. А в Германии еще и на больших отрезках грузовикам был запрещен обгон. При этом также запрещен обгон справа и запрещено движение по левой полосе, если свободна правая. Надо понимать, что на таких участках я собирал все проклятия дальнобойщиков, вынужденных тошниться вместе со мной. Всякий раз, как появлялась возможность меня обогнать, они обкладывали меня самыми яркими эпитетами из глубин нецензурной лексики.

Хотя, надо сказать, в целом культура вождения впечатляет. Мало того, что даже в пробке никто не создает дополнительной полосы на встречке и по обочине. В итоге «официальные» полосы не тормозятся дополнительно постоянно пропуская встраивающиеся машины хитрецов с обочины, и все-таки едут.
Впечатлило, как на развязках водители, несущиеся по основной магистрали, перестраиваются влево, чтобы машины с разгонных полос с комфортом встали на крайнюю правую полосу. У нас это как-то не принято.
В качестве благодарности европейцы чаще не аварийку используют, а попеременное мигание правым/левым поворотником. Аварийка чаще всего означает, что что-то случилось и призывает увеличить дистанцию. Так что они запросто могут ударить по тормозам, вместо того, чтобы понять, что их благодарят.
Едучи с громоздким прицепом, оценил неожиданную вещь. При обгоне фуры, когда вытягивал прицеп перед обгоняемой машиной, дальнобойщики частенько мигали дальним светом, показывали, что дистанция достаточная, и я могу завершить обгон, перестраиваясь вправо.

Впечатлила дорожная инфраструктура. По этой интернациональной магистрали постоянно встречаются не только комплексы заправка+магазинчик+кафе, но и цивилизованные оборудованные стоянки с туалетом. Да, если это просто стоянка, то туалет чаще всего весьма непритязательный. Нержавейка, кафельные стены, холодная вода, нет сушилок для рук и мыла. Но это на порядок лучше наших дырок в полу. На таких стоянках вполне с комфортом можно останавливаться на ночь, чтобы передохнуть, поспать прямо в машине.
Позабавило, что в Германии туалеты в комплексах «заправка+магазинчик+кафе» платные.
Но больше всего оценил структуру парковок, что на стоянках, что в комплексах. Мало того, что пространства для парковки огромные, так еще и для фур они сделаны просторно, с запасом. Так что ты паркуешься «елочкой», но потом не сдаешь задом, чтобы выехать, а проезжаешь прямо. Просто великолепно.

Ну и еще удивило, что значительная часть знаменитейших немецких автобанов, тех самых без ограничения скорости – бетонки. Так что при езде по ним даже с невысокой скоростью поднадоедает постоянное шуршание стыков. Хотя в целом, надо сказать, качество полотна по сравнению с нашим невероятно высокое. Вроде бы поглядишь на дорогу – ну обычная дорога. Чем наши хуже? Но покрытие… интересно: если бы наши не воровали, делали бы так же?

С Германией, конечно, обидненько получилось. Не представляю, когда еще окажусь в этой стране за рулем и вот я на этих знаменитых автобанах… а ехать могу только со скоростью 80 км/час!

Вообще с этой скоростью и при вождении круглыми сутками в одиночку потенциально был крайне высоким риск уснуть за рулем. Однако выяснилось, что когда едешь один, бороться со сном становится в чем-то даже проще. Самое очевидное, что обычно называют (больше в шутку) – пение. До этого за три дня не дошло.
Почему-то одиночное пребывание заставляло даже больше сконцентрироваться на дороге и это весьма бодрило. Плюс не боясь застудить попутчиков, выхолаживал салон донельзя. Когда холодно – не спится совершенно. Ну и наконец, не набивал брюхо. Вообще мало ел. При том, что я совершенно не страдаю, когда долго не ем, это тоже помогало не уснуть. Собственно, все три дня ел по разу в сутки купленные еще во Франции запасы – ветчину, колбасу, сыр и хлеб. И то не одолел. При подъезде к Беларуси оставался еще припас. Как раз планировал сам поужинать и поделиться с водителем, который встречал меня на погранпереходе. Однако верткий пограничник отобрал.
Белорусская таможня вообще весьма примечательна. На въезде шлагбаум и выдают обходный лист. Лишь потом попадаешь на привычный пункт досмотра. Надо иметь в виду: если выявляется что-то, что ввезти никак нельзя, выбрасывать на территории пункта это запрещено. Нужно выехать за пределы и только там выбросить. Причем понятно – надо развернуться, пройти снова польскую таможню, выбросить лишнее, снова пройти польскую и наконец пройти белорусскую.
Тут на шлагбауме меня пограничник предупреждает:
- Знаете же, что из-за эпидемии коровьего бешенства на территорию Беларуси запрещены к ввозу продукты из свинины? Не везете?
Ну а чего таить? Тем более, что по белорусским правилам бухла можно ввозить только 3 литра, включая пиво. А я, понятно, пользуясь случаем взял бретонского сидра и нормандского кальвадоса. Ну и партнер Егора поглядел на меня и тоже взял. Понятно, что у меня в машине попрятано куда больше 3 литров и мне не нужно, чтобы в салоне и багаже копались. Надо сознаваться.
- Вот, есть только нарезка ветчины, четыре ломтика. Поужинать думал.
- Эээ, - качает головой пограничник. Невысокий такой, плотненький, верткий. – Прикопается эпиднадзор…
Вижу у него у будки, еще на нейтральной территории урну. Можно же, спрашиваю, у вас тут выкинуть?
Он так на меня поглядел… как Никулин в «Операции Ы…»: «…Поллитру? Вдребезги?! Да я тебя!...». Сгреб все:
- Тааак. Это я у вас забираю… и этого разговора не было.
И положил за пазуху. Видели отличный старый советский фильм «Баллада о солдате»? Есть там эпизод, где главный герой дает держиморде, конвоирующему поезд, тушенку за проезд. Этот конвойный плотненький такой, шинель у него застегнута на все пуговицы. Но банка с тушенкой помещается у него за пазухой не нарушая идеальности прилегания шинели. Она там как растворяется. Так вот этот пограничник ветчину точно таким же жестом за пазуху определил. И она там точно так же растворилась. Как не было.
Вот что значит качество! А еще ругают постсоветские армии за прерывание традиции. 55 лет жесту!

Бухло зато не нашли, провез благополучно. Жалко, что нельзя ящик. Сидр же как пиво. Пара бутылок только понюхать.

Из приключений еще встретился с жуликами. Ну и главное приключение образовалось в конце пути.

На подъезде к Варшаве вдруг отказал навигатор. И тут проявилась вся неожиданная прелесть польских дорог. Вообще чего не ожидал, так этого того, что в Польше от Варшавы до Бреста дорога будет хуже, чем от Москвы до Беларуси. Сложно себе представить, чтобы такая сквозная магистраль была сделана как банальное советское шоссе – по одной полосе в каждую сторону, через населенные пункты. Максимальная скорость даже для обычных автомобилей – 90 км/час. Остальные дороги к востоку от Варшавы еще хуже – вообще без обочин и регулярно ограничение скорости вообще в 70-80 км-час. А мне нужно было попасть не напрямую на Брест, а к 30 км к югу от него на погран-переход в Домачево. Там быстрее и проще.
Но теперь становилось все совершенно не быстрее. Потому что это у нас, в России, уж что хорошо, так это дорожные указатели. Даже в 90-е, когда неоднократно катались по стране, без навигаторов, можно было ориентироваться просто по указателям. В Польше такой вариант не прокатил.
Больше того, у Варшавы нет нормальной объездной. Есть что-то вроде московской «бетонки» и тоже идет через города. Больше того, это у нас частенько в большой город въезжаешь и чешешь по главной. Через Варшаву так не получится. Постоянно надо куда-то сворачивать. В общем, натерпелся страха. Особенно с прицепом – с ним-то не особенно поманеврируешь.
Наконец, еще одна пикантность Польши – для польских указателей ничего за пределами страны не существует. Это у нас при выезде из Москвы можно увидеть на указателях «Минск» или «Киев». В Польше указывается только небольшой польский населенный пункт близ границы. Даже если по ту сторону границы крупный город.

Опять же в Польше своя прелесть – там евро не катят, там своя валюта – злотые. Причем на платных трассах их еще принимают, правда, сдачу дают в злотых. А во всех остальных местах – надо менять. Или карточкой платить. У меня же все деньги были наличкой, дело было к вечеру, а в пять утра уже надо было быть в Бресте.

В итоге получил опять же адреналиновое переживание, когда маневрировал в Варшаве без карты, без навигатора и вообще без возможности ориентироваться. Просто по указателям. Опять же повезло, удалось узнать, что на Домачево можно проехать не только напрямую, но вдоль границы. За счет этого получилось все время ехать по магистральной трассе на Тересполь (по сути на Брест) и лишь у самой границы свернуть к югу.
С одной стороны, было опасливо заблудиться и с прицепом не иметь возможности нормально вырулить. С другой стороны, ностальгия такая по тем временам, когда ориентироваться приходилось по звездам.

Вообще же, для трехдневного пути, да еще и растянутого из-за максимального ограничения в 80 км/час, обошлось практически без приключений. Вся дорога заняла два с половиной дня и три ночи. Не могу сказать, что понравилось, но было познавательно. Особенный опыт – ранее не испытанный ритм жизни. Проснуться, сесть за руль, рулить 16 часов. Уснуть. Проснуться, рулить 16 часов. Раньше все-таки останавливались с городах, гуляли, смотрели. А тут только рулить и рулить. Больше ничего.

Отдельно хочу сказать про иллюзию дешевизны и удобства автопутешествий. Весь обратный путь обошелся в 300 евро. Бензин, ночевка в Германии в гостинице за 40 евро, пачка орешков, пачка чипсов, два литра кока-колы и платные трассы. Опять же интересно – по этому магистральному направлению деньги за трассы берут только в Польше и Франции. Сквозная Германия и Бельгия бесплатны.

300 евро через Европу и это без еды. Если ехать одному – самолет явно дешевле.
Даже если ехать вдвоем, и останавливаться нормально и кушать нормально – опять же сомнительно, что самолетом не дешевле будет.
Вот втроем и больше – выгода очевидна.

Не скажу, что с удовольствием повторил бы такую поездку. Но что на каникулах хорошо, так это возможность поучаствовать в таких авантюрах. Пускай две недели ушли на бесплатную работу. Зато когда еще позволишь себе такое приключение…







Tags: забугорье, приключения
Subscribe
promo obmorock may 17, 2004 15:04 Leave a comment
Buy for 10 tokens
промо-блок свободен
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments