Obmor Ock (obmorock) wrote,
Obmor Ock
obmorock

Categories:

У начала времен Румынии - Ульпия Траяна и Сармизегетуза. Семиградье, 4 день – 27.09.2011

Трансильвания впечатляет еще и замечательным разнообразием достопримечательностей. Замки, горы, средневековые города, дворцы эпохи модерна, самобытные села в горах. Каждая эпоха оставила свои следы, и удивительно, насколько цельные памятники сохранились даже от седой древности. Вот, например, время Римской Империи и еще более древнее – время даков. От каждой из этих больших эпох сохранились не только разрозненные памятники, но и очень цельные объекты – Ульпия Траяна, столица римской провинции Дакия, и столица независимой, доримской Дакии – Сармизегетуза. Они даже расположены удачно – всего в сотне километров друг от друга.





Технические подробности поездки: гостиницы, билеты и все остальное
Читать сначала – въезд в страну и Буковина
Предыдущая часть – замок Корвинов

Основание и положение обеих столиц упирается в географию Трансильвании, а тогда – Дакии. Жили себе даки своим порядком, полагали, что без иностранной помощи могут организовать свою жизнь. Воевали, конечно, с соседями и друг другом. Торговали с греками, особенно с греческими колониями в Причерноморье, испытывали греческое влияние. Вполне могли бы так дожить до Великого переселения народов. Вон, Среднедунайскую равнину римляне не стали же завоевывать. Но увы. Уже в ту пору были известны месторождения золота и серебра в Рудных горах.


Предгорья массива Пояна-Рускэ. Дорога от Хунедоары к Ульпии Траяна. В горах пусто, лишь в узкой долине, ведущей из Трансильвании к Дунаю, высокая плотность населения.

Там добывали и чистое, самородное, золото, и электрум – сплав золота с серебром. Есть указания, кстати, что какие-то римские специалисты привлекались для этого дела на платной основе. Но в целом даки как-то справлялись сами.

Не будь этого золота, Риму бы не было дела до карпатского края. Историки, конечно, заявляют, что даки, и даже последний их великий правитель – Децебал, делали набеги на римские провинции. Однако вон германцы - набеги делали постоянно, но их территорию Рим не стремился включить в состав Pax Romana. На что Вечному городу дремучие леса? Без золота. А вот другой пример – Галисия или Уэльс. Те ожесточенно сопротивлялись приходу цивилизации. Бились за свои дикие горы. Однако в этих диких горах было золото. И Рим не мог оставить его в руках варваров.


Еще предгорья массива Пояна-Рускэ. Вот что бы Риму до этих пустых холмов, до небогатого свободного народа?

Можно много рассуждать о том, что Рим нес цивилизацию и канализацию. Но факт – на Среднедунайскую равнину почему-то не нес. И в германские леса, хотя германцы были разрознены и не выступали таким единым фронтом, как даки Децебала – тоже не спешил нести. Все тогда было ровно как у нас: «У вас есть нефть? Тогда вам нужна демократия!». И тут же выясняется, что если страна добывает нефть сама, у нее либо спрятано оружие массового поражения, либо там правит кровавый тиран. Ничего не меняется.
Кое-как даки сохранили независимость до второй половины I в н.э. а потом что-то вдруг собрались и под началом Децебала начали войну с Римом. Не особенно объясняется, что заставило их покинуть долины Трансильвании. Запросто могло статься, что Рим еще до этих набегов пытался получить контроль над шахтами военным путем.
Попытка Децебала была обречена. В 86-88 он победил. Но в 101-102 и 105-106 годах нашей эры в войнах с императором Траяном проиграл. Даки умирали массами. Легендарные описания утверждают, что они предпочитали убить себя, но не принимать римское гражданство. Умирая, они смеялись. Уцелевших даков Рим в качестве рабов развез по всей империи, а остатки загнал подальше в горы (в Северных Карпатах значимых месторождений не было, так что эти горы волчица-мироед оставила в покое). Завоеванные земли щедро раздавались ветеранам. Указывается, что порой ветераны женились на местных женщинах. Надо понимать – редко это происходило по любви.
В ознаменование победы в «вечном городе» была поставлена триумфальная колонна Траяна, живописующая методы несения цивилизации, был также отчеканен памятный ауреус, золотая монета с портретом и титулом Траяна. Пишут, что за первый же 106-й год было вывезено столько золота, что Рим отменил все налоги, а гражданам выдал по 650 денариев.
Возле копей под горой Рошия-Монтанэ поставили городок рудокопов Албурнус Майор, возле Рудных гор для охраны разработок – Apulum (теперь Альба-Юлия), где стоял Легион XIII Gemina. На северных подступах к Рудным горам располагалась Напока (теперь город Клуж-Напока), еще одна база легиона.
Ну а в долине между массивом Пояна-Рускэ и южным отрогом Карпат, по которой везли золото в Рим, основали столицу провинции с громким именем – Colonia Ulpia Traiana Augusta Dacica Sarmizegetusa. Тут встал V Македонский легион. Очень характерно – столица провинции располагалась не в ее центре, а в точке, контролирующей главный ресурс.


B – Ульпия Траяна
C - Сармизегетуза

По карте как раз видно, что Ульпия Траяна находится в ключевой долине. На севере от нее невысокий массив Пояна-Рускэ с месторождениями железа, а еще севернее – Рудные горы. На востоке и юге – Южные Карпаты.
Старая же столица даков, собственно Сармизегетуза, как видно на карте, расположена в глухих горах к востоку от этой долины.

Ульпию Траяна римляне поставили ровно так, как они любят – на плоском месте. Разметили точно по правилам ровный квадратик, за его пределами – арена амфитеатра, пара храмов и мастерские.
В наше время территория города в основном занята современным селом Sarmizegetusa, но и сейчас можно усмотреть прямоугольник бывшего города в ландшафте.



С дороги видны самые цитируемые достопримечательности города – амфитеатр и фундаменты храмов. Тем более что они расположены на открытом месте.


Арена амфитеатра. Сохранились лишь фундаменты стен. Над ними были надстроены высокие трибуны с сиденьями для зрителей. Всего цирк вмещал около 5000 жителей.

Возле арены располагаются основания храма Немезиды. Считалось, что кроме возмездия она дарила удачу, ей молились гладиаторы перед боем.


На переднем плане храм Немезиды, за ним видны руины амфитеатра.

Тут же рядом руины двух зданий, в которых были бассейны с холодной и горячей водой и даже гипокауст (система отопления). От них в амфитеатр ведет канал. Не очень понятно, что это за два здания. Может быть, жилые. Возможно, бани. В ряде случаев, особенно в военных городах, римляне устраивали небольшие бани за пределами города для гражданского населения. Как, например, в Каэрлеоне (Иска Силурум).

Здесь же, за пределами города, располагались два храма. Тот, что поменьше - Сильвана (бога лесов и растительности), а второй - неустановленного божества. Сейчас называется просто – Большой.


Руины Большого храма. Уцелела колонна портика.

Подле храмов располагалось несколько мастерских, в том числе стеклодувная. Возможно, это были храмовые мастерские, а, возможно, сюда вынесли производства, связанные с огнем, чтобы уменьшить пожароопасность. Так в наших деревнях ставили кузню на отшибе.


Стеклодувная мастерская.

Хотя после III века Ульпия Траяна была разорена готами и никогда больше не возродилась в качестве города, село на ее территории все-таки возникло. В итоге большая часть территории занята частной застройкой и садами.



Только иногда на открытых местах видны неровные бугры, скрывающие под собой остатки построек римского города.



Тем не менее, несколько построек все-таки раскрыто. В том числе дом прокуратора:


Это было длинное низкое строение под двускатной крышей, объединяющее квартиру главного финансового чиновника, помещения для работы и жилья клерков его канцелярии и хозяйственные помещения. В этом здании и жили, и работали. Как в казармах легионеров.

Главное же сокровище Ульпии Траяна – полностью раскрытый форум. Центр, объединяющий в едином комплексе все важнейшие для функционирования города постройки. Как и заведено педантичными римлянами, он находился в географическом центре на пересечении главных улиц.



Конечно, время обвалило крыши, а местные жители растащили камни стен, но и то, что сохранилось, крайне впечатляет. Тем более, что уцелела целостная структура комплекса, а заботливо расставленные таблички рисуют, как тут все было.


Форум – центральная площадь. По бокам располагались галереи с торговыми лавками (вроде наших торговых рядов), в дальней части площадь перегораживало главное административное здание – базилика, через которую можно было попасть в курию.

Форум был огорожен со всех сторон галереями, и вход на него был оформлен пропилеями – внушительными коллонадами с портиком.


Левое (восточное) крыло пропилей

В портике пропилей располагались два общественных водоразборных фонтана.
Колонны уцелели лишь частично. Реставраторы не рискнули ставить их вертикально, заменяя утраченные фрагменты цементом.


Мрамор. Огромная колонна из настоящего дорогущего мрамора.

Город мог себе это позволить. Мало того, что он был крупнейшим в Дакии – 30 тыс. (из которых около 10 тыс. так или иначе связаны с легионом). Месторождения Рудных гор были крупнейшими в Европе. Ежегодно мимо Ульмии Траяна вывозилось несколько тонн золота, а кроме того железо, свинец, медь, серебро и соль.


Остатки галерей с восточной стороны форума, в которых располагались торговые лавки.

Дальнюю (южную) сторону форума полностью занимала базилика.



Это было монументальное и очень строгое сооружение, расположенное несколько выше уровня площади.


Фундамент стены базилики, выходящей на площадь. Справа – площадь, слева – внутренние помещения базилики.

В те времена базилика была главным административным помещением. Справа и слева располагались две трибуналии, в которых горожане обращались к городским старшинам или чиновникам, или где заседал суд. Под трибуналиями были помещения предварительного содержания преступников.
Такие базилики были нормой для городов римского времени. После принятия христианства в них начали проводить и культовые мероприятия. Ну а потом, как это всегда бывает с церковниками, дали палец, они оттяпали руку – церковь полностью подгребла под себя базилики. Тип здания и слово стало ассоциироваться только с храмовыми постройками.


Камеры за трибуналиями

Очень интересный момент: вскоре после завоевания Давии в среде легионеров появился особый культ, его прослеживают по изображениям т.н. «дакийского (дунайского) всадника». Отсюда он очень быстро распространяется до Галлии и Британии. Как пишет Википедия «…При его описании использовались такие эпитеты, как sōtēr («спаситель») и iatros («целитель»). В районе современной Варны фракийскийский всадник был известен под именем Дарзалас (Darzalas) и его описывали как μέγας θεός («великий бог»)…». Самое интересное – его изображения. Они выполнялись под сильным влиянием «фригийского всадника».


Фото из Википедии . Автор – Apostoloff
Оцените, как фригийский всадник похож на канонического Георгия Победоносца, прямо икона. С одной стороны христианство категорически отвергает и всячески уничтожает язычество. С другой, вот культ Победоносца, унаследованный от культа дакийкого всадника.

За базиликой располагалась курия – зал заседаний городского совета. Под курией располагалась крипта, городская сокровищница и склад со стратегическими запасами.


Камеры крипты.

Все время существования римская провинция Дакия подвергалась набегам. Кроме того, ушедшие в горы даки все время были рядом. Википедия приводит такие цифры: «Приблизительно 100 лет из неполных 170 лет своего существования Римская Дакия была охвачена восстаниями…».
В 271-м году император Аврелиан принял решение оставить провинцию. Возможно, к этому времени «легкое» золото истощилось, и Дакия потеряла стратегическое значение. Эти месторождения разрабатываются и по сей день, но это уже не самородное золото, а порода, требующая значительных усилий и современных промышленных методов.
На момент ухода римлян, население провинции оценивалось в 1 миллион. Главным образом уходят военные и горожане. Значительная же часть колонистов, ветеранов, получивших здесь землю, остается. Именно от них и тянется к нашему времени ниточка, приведшая к формированию современного румынского языка, такого далекого от Италии, но имеющего столько общего с итальянским.
Колонисты говорили на чистой латыни. После ухода римлян варвары все больше тревожили эту землю набегами, и бывшие ромеи сначала перешли от земледелия к отгонному скотоводству, а позже были вытеснены в горы, где смешались с остатками уцелевшего дакийского населения, образовав дако-романскую народность и передав ей народную латынь как основной язык общения. Впоследствии сюда же в горы попадает третий элемент – славяне. От них румынский получает третью часть слов. Что интересно, под «валахами» славяне долгое время понимали римлян вообще. В Чехии, например, еще в средние века «влашами» называли итальянцев.
Подозреваю, что именно от даков карпатские народы получили характерные кептари-безрукавки и сердаки. От даков в румынский язык вошли такие слова как «brad» (ель), «mazăre» (горох), «moş» (дед). В русский язык перешло дакийское слово «brânză» (брынза).
Как бы то ни было, после ухода Рима, города умирают. Впоследствии на руинах большей части городов возникают новые поселения. Однако Ульпия Траяна так и не возрождается. Белеют обломанными клыками осколки колонн, воют волки. Даки смеялись, когда римляне праздновали победу…



От руин римской колонии мы продолжили путь не в современность, а наоборот, обратились к еще более древним временам – отправились к Сармизегетузе, столице доримской Дакии.
Расположена Сармизегетуза в горах Орэштие, в достаточно диком и пустом краю Юго-Западных Карпат.


Горы видны из любой точки долины, ведущей из Трансильвании к Дунаю.

Над селами долины то и дело поднимаются шпили церквей, выглядящих как башни замков. Чаще всего они действительно являлись оборонными башнями.



В отличие от Ульпии Траяна с Сармизегетузой много неясного. С одной стороны, она известна очень давно, с другой вроде бы строится при Децебале. С одной стороны, она столица даков, с другой – находится в таком недоступном месте, что нормальному городу, тем более столице, тут ну никак не можно быть.
Даже сейчас к, казалось бы, главной исторической достопримечательности независимой Румынии, ведет только неровный щебеночный грейдер.


Последний асфальт.

По сторонам этой дороги периодически появляются небедные виллы


Но в целом это полтора часа по пыльной щебенке. Очень странное место.
Есть версия, что где-то в этих горах находилась священная гора даков – Когайонон (называют даже конкретный пик Гугу высотой около 2200 м). На горе Когайонон должна была располагаться пещера, в которой три года укрывался Залмоксис, бог этого народа. Может быть, Сармизегетуза была древним сакральным центром, скрытым в особом месте.


Нынешний страж Сармизегетузы. За его спиной – стены «дакийской» кладки. Судя по тому, что пес ел даже хлеб, туристами это место не изобилует.

Может быть, Децебал лишь укрепил старый сакральный центр, сделал из него крепость и столицу. При нем был создан целый комплекс крепостей в горах Орештие вокруг Сармизегетузы. Вместе с ней Википедия называет развалины целых
6 дакийских крепостей.


Дакийская кладка. Во всяком случае нижняя ее часть – оригинальна. Сравните с мелкими камнями римского времени на фотографиях Ульпии Траяна.

Той версии, что Сармизегетуза была древним сакральным центром, и лишь в последнее время превращена в крепость, соответствует структура городища. Вершину горы венчает неровный прямоугольник крепостных стен, на террасе за ним святилище, а жилье располагалось на окрестных склонах отдельными слободами.



Стены крепости. Внутри строений не уцелело, только дикий лес. Возможно, здесь были временные здания, предназначенные для размещения войска и населения во время осады, и какие-то мастерские.
От крепости вниз, на защищенную террасу, ведет дорога к сакральному центру.


Даки умели строить вот такие дороги. Умели проводить в дома водопровод. Но нет. Все равно им совершенно необходимо было принести римскую цивилизацию…

Сакральный центр впечатляет и потрясает. Он неуловимо напоминает что-то и в то же время ни на что не похож.



Ученые только предполагают, что вот этот камень мог иметь солярное значение. Потому что плоский и круглый:


Рядом располагается несколько прямоугольных святлищ, состоящих из аккуратных ровных рядов круглых камней.





Основания для статуй? Фундаменты для колонн деревянной постройки? Это может быть что угодно. Например, у каждого рода может быть свой алтарь. Роды, объединенные в племя, имеют собственный храм из набора своих алтарей. Тогда все святилище объединяет храмы нескольких племен. А может быть что-то иное.
Римляне несли цивилизацию. Поэтому они разрушили все, до чего дотянулись. Мы можем только догадываться, какой был мир, города и храмы даков.



Кругом густые деревья, тишина, горы. Людей почти нет, а те, что есть, растворяются в этом месте. Находясь среди этих непохожих ни на что другое святилищ, сложно отделаться от ощущения, что место совершенно особое. Будто слышится что-то такое, неуловимое, чем дышит сама эта земля.



Как ни укреплял Децебал город, римляне ее взяли. Может быть, они тоже что-то чувствовали, а может быть, что-то знали об этом месте. Они решили, что здесь жить нельзя, и построили столицу провинции на 50 км к западу, не оставили тут ни военного поста, ни административного. А казалось бы – такое важнейшее место для народа, ушедшего в горы и все еще не усмиренного…



Дорога для процессий заканчивается, спустившись к святилищу. Это может быть важно, что святилища стоят не на камне мостовой, а вырастают из земли. Самое впечатляющее сооружение комплекса – двойное кольцо, сооружено не из камней, а из дерева. Тоже живой материал.



В этом месте не оставляли двойственные чувства. С одной стороны, хотелось тут быть и слушать, смотреть. С другой, непонятность и этого места давила. Кто знает, каким богам и как должны были служить эти камни? Удивляла и пустота. Современая Румыния связывает себя в равной степени и с римлянами, и с даками. Вон и марка машин, местный Логан, называется Dacia (читают как «Дача»). Однако это важнейшее для даков место – расчищено, несколько ухожено, но затеряно глубоко в горах и пусто.
Вечер, опускаясь с гор в долины, сначала мазнул яркими контрастными цветами по окружающим деревьям, а потом окутал все мягкими полутонами, скрадывая редкие тени и еще более сливая воедино старое святилище и природу вокруг.
Совершенно неизвестно, каким оно было во времена даков, но совершенно очевидно, что окружающие горы – такая же неотъемлемая его часть, как камни алтарей.
Вслед за солнцем, скатывающимся по склонам гор, спустились вниз и мы. Снова возвращались во внутреннюю Трансильванию, к ее семи городам. Но теперь, после Рудных гор, после руин Ульпии Траяна и Сармизегетузы, не только природа вокруг, но и города воспринимались уже совершенно иначе.
Порой очень важно разглядеть корни дерева, чтобы в полной мере оценить его крону.


Кликабельно


Про Себеш, стража юго-западного пути из Семиградьячитать дальше.

Технические подробности поездки: гостиницы, билеты и все остальное
Читать сначала – въезд в страну и Буковина
Предыдущая часть – замок Корвинов



Что еще можно почитать









Tags: Румыния, забугорье, ненаше, отпуск, руины Рима
Subscribe
promo obmorock may 17, 2004 15:04 Leave a comment
Buy for 10 tokens
промо-блок свободен
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments