obmorock


сказки странствий


Previous Entry Share Next Entry
К плачу об образовании: за бугром
obmorock
Нисколько не стремлюсь умалить апокалиптических настроений в связи с падением качества образования. Но все-таки не могу не поделиться.
Общим местом "плача..." стало незнание подрастающим поколением родной истории и даже истории самых последних лет. Ну знаете эти телеопросы, где журналисты спрашивают неизвестно какое количество детей "Кто такой Ленин/Сталин?" а потом показывают достаточное количество невразумительно ответивших людей? Невольно возникает вопрос: а как у них, на благословенном Западе?
Совершенно случайно столкнулся с молодым французом и имел достаточно долгую беседу, чтобы коснуться того же места: как у них со знанием родной истории и ключевых фигур?
Очевидно: это лишь один человек, одна беседа, никаких обобщающих выводов делать не стоит. Но все-таки было любопытно.



Так вышло, что времени было много, беседа была неторопливой, мы оба искали, чем себя занять. Обсуждали то, да другое. Коснулись известных ему русских песен, кроме "Катюши" вдруг он упомянул "Из-за острова на стрежень". Тут уже мне стало интересно.
Сам-собой вдруг задумался: у нас в наличии очевидный культ бунтовщиков и мятежников. Разин и Пугачев у нас в целом положительные герои, казачество даже в самой бандитской его ипостаси вместе с ушкуйниками романтизируется. Робин Гуд вместе с самой концепцией "благородных разбойников" у нас едва ли не популярнее, нежели на родине образа.
Желая выяснить, как оно у них, во Франции, с этим делом, спросил. Француз не понял вовсе, о чем я. Уточняю: вот у вас есть же тоже большие восстания, которые будоражили всю страну? Вот, Жакерия, например... (спрашиваю и осознаю: а и сам-то не помню, кто руководил восставшими. Может быть это признак того, что лидеры не раскручивались и как следствие - нет их романтизации?).
Француз недоумевает: какая такая Жакерия?
Крепко засомневался: может быть, неправильно озвучил слово? С французским термином оно немудрено не попасть в верное произношение. Открыл википедию, перекинул на французскую страничку, дал почитать. Тем более, что название на французском Grande Jacquerie, что как бы намекает на масштаб явления.
Француз глянул, удивился. Надо же, говорит, не знал, что у нас такое.
- Интересно?
- Интересно. Но оно давно же было [действительно, XIV в, Столетняя война; кстати, уже не первый раз сталкиваюсь с тем, что в устах европейца "давно" применяется как "деятельный интерес к данному предмету не оправдан"]. Еще в школе проходили и все.
Про тюшенов, как выяснилось, он тоже не слышал ничего.
Тут-то мы и вышли на ту самую животрепещущую тему: образование.
Невольно захотелось выяснить, как далеко заходит "еще в школе проходили".
Сам парень родился и вырос в Вандее. Учился потом, понятно в парижах, но родня все еще живет там.
Пользуясь этим случаем, уточнил: да, про вандейский мятеж (а это уже XVIII в, Великая французская революция). Ничего. Серьезнейшее событие, террор, гражданская война и около 200 тыс погибших. Максимум, что вызвало его узнавание - моя наводка на Революцию, якобинцев и Робеспьера как "что-то там рядом".
Объективно, расширяя аналогию с нашим "плачем..." надо было дальше спрашивать про Де Голля. Но тут уже сказалась моя узость мышления. Мне как раз было интереснее про "давно". Поэтому сразу захотелось выяснить, что там с символом, который нам кажется обязательным для Франции - Орлеанской девой.
Спрашиваю про Д'Арк, значит. Француз так неопределенно поводит плечом. Выясняется, что в последнее время этот символ французского сопротивления, возрождения и непобедимости подняли на знамена то ли Марин Ле Пен, то ли ее батюшка. У статуй Девы они устраивают по правильным дням собрания и демонстрации. В последние годы сам образ стал у прогрессивной общественности ассоциироваться с национализмом и подернулся поволокой неудобности.
Однако, раз уж коснулись, спрашиваю, что все-таки он знает о Жанне?
Очень неуверенно вспоминает, что: ...дело было вроде как в Столетнюю войну, да? ...она слышала голоса... воевала против англичан. А потом... потом она предала да? И за это ее сожгли.
Понятно, рассказал ему, что по принятой версии ее наоборот, предали свои, французы и сдали англичанам. А те уже ее сожгли. Про то, как она, девушка из ниоткуда, создала чуть ли не с чистого листа современную на тот момент и прогрессивную армию и била опытных англичан рассказывать уже не стал. Не к месту.

Оно и немудрено: все это проходили лишь где-то в средней школе на уровне "рассказов о родной истории", не больше. В том же объеме, в котором проходили и историю (вместе с мифологией) Греции и Рима.
После на более серьезном уровне не возвращались.
Потому на выходе - сложно упомнить что-то конкретное, кроме смутных, совершенно неясных образов "слышала голоса... предательство... национализм..."

Повторюсь, один единственный разговор с одним единственным человеком не может служить базой для выводов.
Но все-таки это выглядит весьма любопытно в связи с тем, что происходит в головах подрастающего поколения у нас сейчас. Как думаете?















  • 1
У меня есть гипотеза, что в каждом поколении будут те, кому интересна тема и кто полезет сам все копать, и неучи, которым покрытая мхом история в их современной жизни ни к чему.

Еще давно крутится в голове мысль, что толком традиционным образованием в большинство голов сложно что-то запихать: я училась неплохо, но все равно большая часть всего забылась. Помнится только то, что вызывало живой эмоциональный отклик, а импульс был дан, как правило, чем-то художественным. Так что если переосмысливать исторические события в масс-медиа, запоминается в разы учше. Только надо, чтобы не образовательные проекты были, а именно развлекательные. Не то чтобы прям совсем учить историю ВФР по мюзиклу "Ле Мизерабль", но определенный маячок в памяти это создает успешнее, чем учебник.
Есть у меня еще такая мысль, что современные блокбастеры или игры идут по стопам, в общем-то, эпосов и фольклора. Кто захочет, закопается дальше, кто не захочет - у того хоть что-то в памяти закрепится, появятся шаблоны. Конечно, есть нюансы и очевидно, что от исторической правды может мало что остаться. но в эту сторону было бы правиьно двигаться, мне кажется.

Жанна Д'Арк та же, если не помнится она сама (хотя вот это странно, конечно), породила архетип женщины-рыцаря, основную идею, которая живет и здравствует в культуре до сих пор. Пусть школьник не будет даже знать Жанну Д'Арк, со светлыми рыцаршами-освободительницами он так или иначе столкнется точно.

А если делать всякие логические выводы и строить цепочки, то помогает не только знание истории, но погруженность в какие-нибудь даже выдуманные миры, где аналогичные ситуации хорошо представлены. Хотя, конечно, туда тоже закапываются далеко не все.

Edited at 2015-10-02 01:52 pm (UTC)

Вообще не про знание истории,но...

Недавно в одном из пабликов кто-то обмолвился, что на теолога учится. Тут же появились вопросы : где? Ответ был, что в пед.вузе. Тут же вылез какой-то тролль, который начал ржать над пед. университетами, которые недавно были училищами, и "вообще какие теологи в педе и какие теологи за три года..... А вот в Европе... А "теолог" в педе это только тут возможно!" И под кодовым названием "Европа" у человека значились несколько действительно крутых универов...
Это я к чему. Вот я сейчас в Европе, если Англия это Европа. Через год, если потяну программу, то буду Магистром Теологии. Магистратура 1 год, взяли меня с красным советским дипломом по социальной педагогике. Да, требования к курсовикам и диплому тут не хилые, и знать изученные предметы мы в конце будем. Но ни греческого и латыни и пр., ни отцов церкви и всего того, что тот тролль называл как характиристики западного образования по предмету, мы не проходим.
И, кстати, мой университет это бывший пед. колледж. А факультет у меня: педагогики и теологии.

  • 1
?

Log in