obmorock


сказки странствий


Previous Entry Share Next Entry
Как один стрелец весь Таймыр одолел
obmorock
Меня по-прежнему завораживает история освоения Сибири, которая порой дает фору раскрученному Дикому Западу.
В далеком 1667 году самоеды Таймыра (тогда Пясиды) подняли бунт. Приводить их к покорности отправили пятидесятника Ивана Сорокина с небольшим отрядом. Без войны и боев он смог вернуть под руку государя огромную территорию Таймыра.

Хотите узнать как?


К тому времени Таймыр довольно давно уже осваивался русскими. По рекам Пясине и Хете пробирались промышленники (охотники на пушного зверя), ставили свои зимовья. Стоял где-то на Пясине некий "Орлов городок", имелось Хетское зимовье - Пясидский городок, поставленный стрелецким пятидесятником Иваном Патрикеевым еще в 1630 г. Промышленные и служилые люди ходили через реки Таймыра далеко на восток - на Анабар, Ессей, Оленек, выходили на Лену и поднимались по ней вверх к нынешнему Якутску. В 1629-м на реке Хатанге приносят присягу московскому царю самоеды-тавги (нганасаны).
При этом русских в крае было мало. Царя и правительство интересовали только шкурки и ничего кроме шкурок. Это сильно ограничивало проникновение свободных поселенцев в эти суровые края, да и тех, кто сюда добирался нещадно стригли чиновники и другие служилые люди. Зато это привело к обереганию местного населения от истребления и даже от сгона с земли. Правительству необходимо было, чтобы местные оставались на своей земле и исправно платили ясак шкурками. Оно издавало законы и даже пыталось как-то ограничить произвол своих чиновников. Реально контроль был призрачным, чиновники и служилые люди выезжали на место во временные зимовья, собирали ясак, брали заложников-аманатов и уезжали. Ну и терзали промышленников-поселенцев, конечно. И конечно злоупотребляли властью. Старались добыть с местных шкурок куда больше, чем было положено по разнарядке сбора ясака, выменивали шкурки на бросовые товары и алкоголь (хотя законом была запрещена как свободная торговля алкоголем вообще, так и отдельно преследовалась продажа алкоголя местным). К слову, знаменитый Ерофей Хабаров именно тут около 1630 года зарабатывал стартовый капитал для дальнейших подвигов в качестве сборщика пошлины.
Мир был шатким, в любой миг все могло рухнуть. Так и случилось зимой 1665-1666 года. Тогда разразилась сильнейшая эпидемия оспы и голод. Настоящая гуманитарная катастрофа для местного населения. Русской администрации было предписано оказывать "инородцам" медицинскую помощь и снабжать их хлебом, но выполнить это предписание было невозможно. Мангазея сама годами голодала, а профессионального врача ближе Тобольска было не сыскать. Так что приказчики и сборщики решали то, что могло решить: требовали ясака по всем прежним установлениям. Подозреваю, что не только за живых, но и за мертвых тоже. По ясачным книгам-то они были живые. Мертвые души помните? Как страдали Коробочка и иные, что на мертвых крестьян подати приходилось платить, как за живых!
Это все при том, что поголовье соболя неуклонно снижалось а добыча, соответственно, падала.
В общем, самоеды осознали, что если они и дальше будут выполнять приказы ненасытных сборщиков, то вовсе не смогут уже заниматься ничем, кроме промысла. На добычу еды у них и вовсе уже времени не останется. И отважились на бунт. Все одно и так и эдак смерть.
Они напали на ясачный обоз на Хете и перебили всех. Также сожгли то самое Хетское зимовье (Пясидский городок, поставленный Патрикеевым). Оно, кстати, так никогда и не возродилось уже.
"Воровской" (т.е. "преступной") самояди было так голодно, что отнятые в ясачном обозе ровдуги (замшу из оленьих шкур) они вынуждены были съесть.
Бунт распространился и вот уже все "инородцы" от Анабара до Енисея, все пространство современного Таймыра не контролировалось русскими. А ведь через ту же Хету шел путь на Анабар и Оленек, через последний - на Лену.
Ну и разнарядка на ясак-то к воеводе Мангазеи все равно поступала. Чиновники отвечали за выполнение "плана" местом и головой.
При этом решить вопрос даже силой сил не хватало. Людей было мало. Войско послать было решительно невозможно. В итоге мангазейский воевода отправил в Пясиду стрелецкого пятидесятника Ивана Сорокина. Снаряжения у него было "четыре лодки, два паруса, бечева и
веревки". То есть и людей у него было не больше чем два-три десятка.
Это на огромную территорию Таймыра - без малого тысяча километров в поперечнике.

Тут трудно удержаться от параллелей и сравнений. В схожей ситуации часто оказывались американские поселенцы и власти при освоении Дикого Запада.
Как был бы решен вопрос американцами? Несколько раз индейцы восставали и всякий раз власти держались до прихода кавалерии, интригами, подкупом и посулами дробили силы племенного союза. После же кавалеристы без жалости и сомнений вырезала род за родом. Иногда подчистую, не жалея ни женщин, ни детей.
Напрашивается возражение: тут явно не было такой возможности - сил-то было мало. Несколько десятков стрельцов на несколько сотен (или тысяч) самоедов.
Но во-первых, стоит помнить, что и американская кавалерия частенько не имела преимущества и достигала целей именно постепенным геноцидом, вырезая стойбище за стойбищем, они крайней жестокостью заставляя индейцев отложиться от союза и пойти на мировую с США.
Во-вторых легко представить себе патриотическое кино, которое американцы сочинили бы по такому сюжету. Маленький отряд, многократно превосходящие силы противника. Очевидно, что этом фильме герои повергали бы пачками негодяев, уничтожали бы и побеждали.

Что же реальный Иван Сорокин?
Весьма вероятно, что он вообще не сделал ни одного выстрела...

Сам Иван Сорокин служил в стрельцах уже довольно давно и значительную часть там же, в Мангазее. Не раз его отправляли с разными заданиями и порой весьма непростыми. Например, в 1645-м его (тогда еще десятника) с тобольским служилым человеком Козарином Онтоновым и еще двумя десятками человек отправили для усмирения "воровской самояди" на реке Таз, которые грабили хлебные обозы и убивали служилых и вольных людей. Там уж был бой, в котором удалось разбить этих разбойников.

С посылками, походами и другими службами Сорокин исходил весь мангазейский край от Оби и кто его знает, может до Лены. Знал его неплохо, и явно неплохо разбирался в обычаях и чаяниях "инородцев".
Получив задание, он даже не собирался сразу идти на Хету и ставить там новое зимовье. Вместо этого он добрался до Дудинки и поставил ясачное зимовье там. Отписал воеводе, что противные ветры помешали идти ему дальше. Даже отослал обратно три лодки с парусами. Выбор был не случаен: по реке Дудинке зимой по льду и замерзшей тундре, а летом по волоку начиналась дорога с Енисея на Пясиду - из реки Дудинки в реку Пясину, оттуда по Аваму в Хету.
Ранее на Дудинке где-то выше устья стояло торгово-промышленное зимовье. Однако Сорокин поставил ясачное зимовье на новом месте и от него и ведет отчет современный порт Дудинка (как основанный в 1666 г. по новому календарю или в 1667 по старому).

Вместо карательной экспедиции Сорокин тут в Дудинке встречался с вождями и "князцами" местных. Приглашал к себе, разговоры-разговаривал, увещевал, подарки делал, разбирался, кто был прав, кто не прав.
Увещевав первых князцов он отправил их к родичам и соплеменникам, чтобы уже они уговаривали сородичей вернуться под государеву руку.
Как пишет он сам:
"послали мы в Пясиду ясачного хантайского самоядина князца Нодзекея, а с ним послали хетского Мунолту по ясачную и воровскую самоядь, чтоб они ясачные люди на государьскую милость с государевым ясаком к нам пришли...».
При этом часть самоедов после бунта сбежали с привычных мест, но и их Сорокин призывал вернуть: "...и по ту самоядь воровскую Мунолто летом послал родников своих, чтоб они пришли на Енисей с государевым ясаком..."

Интересно, что Сорокин нисколько не отрицал, что зачинщики бунта должны быть наказаны, а ясак выплачен. Однако ему удалось убедить, не силой, а "ласкою" (как тогда говорили), что лучше прийти покаянно и зачинщиков выдать и новых заложников-аманатов.
Утверждается, что Сорокин ранее был дружен с иными князцами и пользовался у них немалым авторитетом. Не иначе это сыграло свою роль.
Возможно также, что требуя сдать текущий ясак и недоимки, Сорокин пересчитал его количество. Вычел то, что сборщики добавили "от себя", убрал шкурки, положенные за "мертвых душ".
Так или нет, но самоеды оценили его "ласку", справедливость и увещевания. Решили сами вернуться под государеву руку и уговорили своих соплеменников.

Выполняя данное Сорокину обещание, князцы самоедов прибыли к нему и привезли столько ясака, сколько смогли. По отписке самого пятидесятника: «...Та ясачная хетская самоядь человек сотня приехала и ясаку они платили с собя с великою нужею на нынешней 175 год 358 ровдуг с
подростки да из доимки на прошлой 174 год взято с них 70 ровдуг».

Больше того - они привезли и выдали на суд шесть соплеменников, ответственных за бунт. Их стрелецкий голова отвезет вместе с тремя аманатами (заложниками, гарантирующими будущую выдачу ясака) в Туруханское зимовье.

Вот так, дружбой, лаской и верным словом Иван Сорокин без стрельбы и насилия смог вернуть под царскую власть огромную территорию.

Много говорится о том, что покорение Сибири было связано со злоупотреблениями и жестокостью. Но нельзя забывать, что были и такие люди, как Сорокин, чья рука была не только тверда, но и честна. Так подумать, каково было среди атмосферы злоупотреблений и преступлений, которым жила чиновничья верхушка, оставаться честным человеком? Но они были и шли вперед, решали проблемы, созданные взяточниками и ворами. Благодаря им был освоен и удержан огромный край, причем смогли сохраниться и даже увеличиться в числе местные народы.

Освоение Сибири хранит еще немало таких ярких эпизодов, героических, приключенческих, дипломатических. Было бы здорово, если бы когда-нибудь это послужило основой для кино. Мог бы существовать целый жанр, аналогичный вестерну. "точно такой же, но другой"
Было бы здорово, а?

[ссылки на источники]

историю Сорокина описывал по материалам:
Вадим Денисов, "Хронология Таймыра", Апекс, Норильск, 2009
Ващенко П. Т., статья "Основание Дудинки"
"Обдорский край и Мангазея в XVII веке. Сборник документов" (составители Е. В. Вершинин, Г. П. Визгалов), Екатеринбург "Тезис", 2004
Все материалы есть в сети легко ищутся через Яндекс

















  • 1
Спасибо за рассказ.

очень пожалуйста!

такими историями приятно делиться
Отчего-то знают о них мало

  • 1
?

Log in